Найти тему

Словарь велоновичка: педали

Продолжим осваивать велосипедные термины. На этот раз – связанные с педалями и педалированием. Педали - не менее важная часть велосипеда, чем руль или вилка; от них зависит комфорт, скорость, безопасность. И, так же, как и в случае рулей – существует много нюансов.

Каденс (cadence) – скорость вращения педалей. Чем быстрее велосипедист крутит педали, тем выше его каденс. Измеряется в числе полных оборотов ведущей звезды за минуту поездки.

Ошибка многих начинающих велосипедистов заключается в том, что они ездят на слишком низком каденсе – это плохо, как с точки зрения выдаваемой мощности, так и нагрузки на колени. Оптимальный каденс зависит от типа велосипеда, уровня подготовки велосипедиста, продолжительности поездки, индивидуальных особенностей организма. Как правило, он лежит в диапазоне 80-100 об/мин. Это может показаться слишком быстро, но, нужно просто покататься какое-то время на таком каденсе, и вы к нему привыкните; он станет для вас естественным.

Преимущество многоскоростного велосипеда - можно выбрать такую передачу, что каденс будет оптимальным, независимо от скорости поездки, рельефа или направления ветра. В сингл-спид велосипедах такой возможности нет – подходящий каденс будет лишь в узком диапазоне скоростей.

Измерить каденс можно с помощью специального датчика, подключённого к велокомпьютеру, либо самостоятельно, замеряя число оборотов педалей по часам.

Топталки (platform pedals) – этим словом называют обычные педали-платформы. Такое название, потому что на такие педали нужно давить сверху, то есть топтать. И это топтание, с такими педалями – единственный способ передачи энергии ног колесу велосипеда – то есть эффективно используется менее половины траектории движения конечности. Фактически – в один момент времени работает лишь одна нога. С другой стороны, такие педали для эксплуатации не требуют обучения, они простые, безопасные, дешёвые. Подходят для любой обуви. Не удивительно, что они доминируют на велосипедах любителей. Я так же советую на первом велосипеде, как минимум год, кататься на топталках. К счастью, педали имеют стандартную резьбу для крепления к шатуну и переход с одного вида педалей на другой происходит с минимальными сложностями - достаточно одного ключа на 15мм.

Контакты (контактные педали, Clipless pedals) – педали, которые жёстко фиксируют ногу велосипедиста специальным креплением (наподобие лыжного). Благодаря этому колесу передаётся не только энергия опускания ноги, но и энергия движения ноги по полному кругу. Поэтому, в отличии от топталок, одновременно задействуется сила обеих ног. Возрастает эффективность педалирования. Впрочем, так как самые сильные мышцы отвечают именно за разгибание ноги, то от того, что дополнительно задействуются и другие мышцы – энергия педалирования возрастает лишь процентов на 15. Но этого вполне достаточно, чтобы почувствовать разницу. На контактах намного легче ехать в гору, проще ускоряться. Хотя для любителя разница может и не будет особо значительной – ведь при езде не менее важна (особенно на длинных дистанциях) сила сердца и лёгких – они одинаковы, независимо от типа педалей.

Ещё одно преимущество контактных педалей состоит в том, что нагрузка на ноги распределяется более равномерно, соответственно меньше страдают колени (а это самая важная и уязвимая часть тела велосипедиста).

Но, конечно, не обошлось и без недостатков: езда на контактных педалях более опасна - т.к. нет возможности резко подставить ногу при падении; требуется тренировка; нужна специальная обувь.

Впрочем, велосипедисты, покатавшись какое-то время на контактах, редко возвращаются на топталки, т.к. это совершенно другой уровень езды.

Велотуфли (Cycling Shoes). Обувь - необходимая для езды на контактных педалях. Так как существует достаточно много стандартов контактов - SPD, SPD-SL, Look Keo, Crank Brothers, Time Atac, … - педали продают в комплекте со специальными шипами, которые нужно закреплять на велотуфлях. Естественно, отверстия для их крепежа на туфлях должны быть совместимы с шипами.

Стандарты контактных педалей и, соответственно, велотуфлей, условно, делятся на MTB и шоссейные. Условно, т.к. ничто не помешает использовать MTB-шные контакты на шоссере и наоборот. Собственно, в качестве первых контактов, многие специалисты рекомендуют покупать MTB-шные, даже для шоссейного велосипеда – они проще, удобнее, дешевле и обычно двухсторонние (позволяют цепляться за любую сторону педали).

У велотуфлей, как правило, жёсткая подошва, что затрудняет ходьбу в них. Особенно это проявляется на шоссейных моделях - более того, ходьба в них может привести к стачиванию шипа.

Встегнуться. Так называется процесс фиксации велотуфли в контактной педали. Обычно сопровождается громким железным лязгом. И это хорошо – велосипедисту важно знать - встегнулся он или нет.

Выстегнуться. Процесс обратный встёгиванию. Производится специальным движением ноги – пяткой в сторону. Встёгивание и выстёгивание требует тренировки. Если затормозить до полной остановки не выстегнувшись – падение неизбежно.

Туклипсы (quill pedals, toe clip) – приспособление для фиксации обуви велосипедиста на педалях-платформах. Цель та же, что и в случае с контактами – увеличить полезный ход ног, для более эффективного, кругового, педалирования. Кроме того, использование туклипс и контактов улучшает контроль над велосипедом, т.к. исключается случайное соскальзывание ноги с педали.

Существует нескольких разновидностей туклипс – в виде скобы, зацепляющейся за носок обуви; ремешка; скобы, совмещённой с ремешком. Ремешок можно регулировать.

Преимущества туклипс перед контактными педалями в возможности использовать их с обычной обувью, кроме того, они значительно дешевле. Впрочем, контакты более эффективны и безопасны. Особенно, если туклипсы с ремешком – бывает непросто резко освободить ногу. Поэтому вряд ли можно рекомендовать использовать туклипсы новичкам.

Мой опыт использования контактных педалей, в другой заметке на канале (ссылка). Так же читайте другие публикации рубрики: трансмиссия и амортизация, руль, ростовка и байкфит.