Найти в Дзене
Разноцветные грани

Сиреневая галерея. Картины русских художников

Своё научное название сирень получила в честь наяды Сиринги, о которой в древнегреческой мифологии есть красивая легенда. На Руси сирень называли "синелью". Сейчас известно более двух тысяч сортов сирени. А статья посвящена тому, как сирень изображали русские художники.

Художник, в краску кисти опуская,
Творит, от вдохновения сгорая,
Но вряд ли передаст бумаги лист
Оттенки, что таит сирени кисть…

К сожалению, не удалось найти автора этих строк. Они практически стали народными, в Интернет-пространстве их часто цитируют, но всегда без указания авторства. Вот и я использую их в качестве эпиграфа в статье, в которой речь пойдёт, как вы наверняка уже догадались, о том, как разные художники изображали и продолжают изображать сирень на своих полотнах.

В.А. Серов. 1886 г. Открытое окно. Сирень. Холст, масло. 49.4×39.7 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
В.А. Серов. 1886 г. Открытое окно. Сирень. Холст, масло. 49.4×39.7 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.

Раздышались цветы - и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню - откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
Александр Блок

Тема сирени в живописи необъятна — очень многие художники, как русские, так и зарубежные отдали дань сирени, запечатлев её. На вопрос, почему живописцы снова и снова изображают сирень, хорошо отвечает стихотворение М. Ершовой

Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены —
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть, Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток - цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков, Вас влекут за собой в недоступные выси…

Ввиду обширности темы в данной статье я ограничусь творчеством русских и советских художников. О зарубежных, возможно, напишу позже.

М.А. Врубель. Сирень. Холст, масло. 161.5 х 179.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
М.А. Врубель. Сирень. Холст, масло. 161.5 х 179.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картину, репродукция которой приведена выше, Врубель ввёл фигуру девушки, которая, по его представлению, должна воплотить душу сирени. Сам он называл ее Татьяной. Связывая ее с образом героини романа «Евгений Онегин», он подчеркивал пушкинский характер созданного им в картине образа природы. Работая мастихином, художник не прописывал соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в постоянной трансформации. Гроздья сирени как бы растут из глубины темного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие при луне. Концентрация фиолетовых оттенков порождает иллюзию, что атмосфера насыщена ароматом сирени, наполняющей своим дыханием сумрак ночи.

А Левитан рисовал сирень пастелью. Смотрите, как изумительны его пастели. И кажется, что ощущается запах этих прекрасных цветов.

И.И. Левитан. Сирень. 1893 г. Бумага, пастель. 59 x 48 см. Собрание Т. Гельцер, Москва
И.И. Левитан. Сирень. 1893 г. Бумага, пастель. 59 x 48 см. Собрание Т. Гельцер, Москва
И.И. Левитан. Белая сирень. 1895 г.
И.И. Левитан. Белая сирень. 1895 г.
И.И. Левитан. Белая сирень. 1895 г. Бумага на картоне, пастель. 61,5X 53 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
И.И. Левитан. Белая сирень. 1895 г. Бумага на картоне, пастель. 61,5X 53 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эти на первый взгляд простые, но очень изящные, тщательно продуманные, чувственные натюрморты являются настоящими шедеврами, дарящими зрителю радость. Поэтической иллюстрацией к натюрмортам с белой сиренью могут служить стихи Надежды Тэффи.

Я - белая сирень. Медлительно томят
Цветы мои, цветы серебряно-нагие.
Осыпятся одни - распустятся другие,
И землю опьянит их новый аромат!

Я - тысячи цветов в бесслитном сочетанье,
И каждый лепесток - звено одних оков.
Мой белый цвет - слиянье всех цветов,
И яды всех отрав - мое благоуханье!

Меж небом и землей, сквозная светотень,
Как пламень белый, я безогненно сгораю...
Я солнцем рождена и в солнце умираю...
Я жизни жизнь! Я - белая сирень!

По представлению художника Константина Маковского сирень тесно связана с поэзией. Неслучайно он изобразил Музу поэзии в окружении цветов сирени. Эта картина была написана в 1886 году как панно для концертного зала особняка предпринимателя и мецената Сергея Павловича фон Дервиза в Петербурге.

К.Е. Маковский. Муза поэзии.  1886 г.
К.Е. Маковский. Муза поэзии. 1886 г.

Я была уверена, что у Константина Коровина обязательно должны быть картины, посвященные сирени. И не ошиблась.

К. Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. 73 x 92 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К. Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. 73 x 92 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пышный букет свежесрезанной сирени не уместился в стоящей на столе стеклянной вазе и был помещен в графин для питьевой воды. Вода в сосуде кристально чистая, и солнце играет на гранях стекла. Константин Коровин мастерски сумел передать мимолетный кусочек жизни.

И еще один кусочек жизни — на этот раз уже не в помещении, а в саду. Представлен волшебный миг слияния человека с природой. Соцветия сирени едва намечены, но мы ощущаем, что сад напоен ароматом цветов.

К. Коровин. Летом. Сирень. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
К. Коровин. Летом. Сирень. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Игоря Грабаря тоже написана в импрессионистской манере. Здесь сирень и незабудки размещены на крышке рояля и отражаются в ней, как в зеркале.

И.Грабарь. Сирень и незабудки. 1904 г. 80 x 80 см
И.Грабарь. Сирень и незабудки. 1904 г. 80 x 80 см

Петра Кончаловского называют "певцом сирени" — в течение своей долгой творческой жизни он многогратно изображал сирень. Без учёта авторских повторов насчитывается более сорока картин с сиренью. Вот и в стихотворении Александра Кушнера "Сирень" упоминается этот художник.

Фиолетовой, белой, лиловой, Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке Над столом, и две грозди в сторонке, И от локтя на скатерти след.

Некоторые из посвященных сирени работ Петра Кончаловского представлены в галерее ниже. Листайте стрелкой справа.

Пётр Кончаловский был отличным садоводом и сам выращивал цветы. Началось это увлечение в 1932 году, когда он купил дом в усадьбе Бугры. Перед домом был разбит сад, в котором росли кусты сирени разных сортов. На протяжении тридцати лет художник писал сирень, и каждый раз на его холстах она получалась другая. Можно сказать, что сирень была своеобразным талисманом творчества художника.

Представлю отдельно портрет жены художника у куста сирени. Жаль только, что не удалось найти репродукции без водяных знаков.

П.П. Кончаловский. Портрет жены художника Ольги Васильевны Кончаловской. Под зонтиком в саду. 1904 г. 69х52 см
П.П. Кончаловский. Портрет жены художника Ольги Васильевны Кончаловской. Под зонтиком в саду. 1904 г. 69х52 см

Среди русских художников редки такие, кто не написал бы сирень. Возможно, к ним относится Иван Константинович Айвазовский — мне не удалось найти его работ с сиренью. А может, я просто плохо искала.

В.М. Максимов. Всё в прошлом. 1889 г. Холст, масло. 72 × 93,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.М. Максимов. Всё в прошлом. 1889 г. Холст, масло. 72 × 93,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Б.М. Кустодиев. Сирень. 1906 г. Холст, масло. 183х136 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Б.М. Кустодиев. Сирень. 1906 г. Холст, масло. 183х136 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина, репродукция которой представлена выше, была написана в имении друзей Кустодиева «Павловское» Костромской губернии. Изображена жена автора Юлия Евстафьевна Кустодиева с дочерью Ириной. А ниже — портрет Ирины с букетом сирени и любимой собакой.

Б.М. Кустодиев. Портрет И. Б. Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907 г.
Б.М. Кустодиев. Портрет И. Б. Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907 г.

На картинах одесского художника Кириака Костанди прекрасная сирень не просто элемент пейзажа, а участник переживаний героев полотен.

К.К. Костанди. Цветущая сирень. 1902 г. Дерево, масло. 70×93 см. Одесский художественный музей
К.К. Костанди. Цветущая сирень. 1902 г. Дерево, масло. 70×93 см. Одесский художественный музей
К.К. Костанди. Сирень. 1915 г. Холст, масло. 60х79 см. Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого
К.К. Костанди. Сирень. 1915 г. Холст, масло. 60х79 см. Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого

Скоро мы лично сможем насладиться цветением сирени, она вот-вот распустится. А пока давайте полюбуемся сиренью, которая цвела в ушедшие уже годы, но красота которой сохранена художниками для потомков. Предлагаю в дополнение к представленным выше картинам ещё небольшую подборку картин русских художников, которые мне особенно понравились или чем-то заинтересовали. (О картинах зарубежных художников, посвященных сирени, рассказано в другой статье.)

Приятного просмотра!

Давид Бурлюк. Сирень в парке. 1910 г. Частное собрание
Давид Бурлюк. Сирень в парке. 1910 г. Частное собрание
Илья Машков. Сирень. 1930 г. Холст, масло. 69,5 x 60,5 см
Илья Машков. Сирень. 1930 г. Холст, масло. 69,5 x 60,5 см
Беркос М.А. Сирень. 1910 г. Доска, масло. 19х29 см. Харьковский художественный музей
Беркос М.А. Сирень. 1910 г. Доска, масло. 19х29 см. Харьковский художественный музей
Н.П. Богданов-Бельский. Куст сирени. 80.4х66.5 см. Частное собрание
Н.П. Богданов-Бельский. Куст сирени. 80.4х66.5 см. Частное собрание
А.А. Дейнека. Сирень. 1940-е-1950-е гг. Холст, масло. 78х100 см
А.А. Дейнека. Сирень. 1940-е-1950-е гг. Холст, масло. 78х100 см
К.И. Горбатов. Сирень. 1934 г. Холст, масло. 80х101 см. Частная коллекция
К.И. Горбатов. Сирень. 1934 г. Холст, масло. 80х101 см. Частная коллекция
С. Жуковский. Бессонная ночь. Светает. 1903 г.
С. Жуковский. Бессонная ночь. Светает. 1903 г.
Александр Семенович Егорнов (1858—1903). Сирень. Холст, масло. 84 x 130 см 
Одесский художественный музей
Александр Семенович Егорнов (1858—1903). Сирень. Холст, масло. 84 x 130 см Одесский художественный музей
В. Качанов. Вид на Трубную площадь с Цветного бульвара
В. Качанов. Вид на Трубную площадь с Цветного бульвара
С.В. Герасимов. Сирень в цвету. 1955 г. Холст, масло. 49×68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
С.В. Герасимов. Сирень в цвету. 1955 г. Холст, масло. 49×68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Аллея в Абрамцеве
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Аллея в Абрамцеве
Мария Башкирцева. Сирень. 1880 г.
Мария Башкирцева. Сирень. 1880 г.
Ю.П. Кугач. Весна. Сирень. 1981 г.
Ю.П. Кугач. Весна. Сирень. 1981 г.
Н.С. Гончарова. Сирень. 1906 г. Холст, масло. 79.5X60.7 см. Нижегородский государственный художественный музей
Н.С. Гончарова. Сирень. 1906 г. Холст, масло. 79.5X60.7 см. Нижегородский государственный художественный музей
Майя Копытцева (1924-2005). Цветет сирень. Ясный день. 1981 г. Холст, масло. 157 х 187 см. Частное собрание
Майя Копытцева (1924-2005). Цветет сирень. Ясный день. 1981 г. Холст, масло. 157 х 187 см. Частное собрание