Найти в Дзене
Первые впечатления

Загадочная обложка «Innuendo»

«Самый сюрреалистичный альбом в истории», - так назвали критики четырнадцатый студийный альбом Queen 1991 года. В нем действительно множество намеков и метафор, которые превращаются в особое искусство недосказанности. Многие интерпретируют альбом с учетом ухудшения здоровья Фредди Меркьюри, и эта версия имеет полное право на существование. Возможно, «Innuendo» - некая оригинальная аллюзия на события окружающей музыкантов действительности, где косвенный намек служит основным средством передачи смысла.

Музыканты Queen
Музыканты Queen

Для оформления обложки диска художник Ричард Грей воспользовался известными иллюстрациями французского графика Жана Гранвиля, предшественника сюрреализма в искусстве и живописи.

В работах Гранвиля богатая фантазия автора поддерживалась его тонкой наблюдательностью и юмором. Пылкое воображение художника создавало особые миры, где самая смелая фантазия становилась реальностью. В его рисунках животные и растения страдают теми же пороками, что и человечество, за что Гранвиль однажды был удостоен звания «главного карикатуриста Франции». Впрочем, этим негласным титулом он был весьма доволен. Свои работы иллюстратор называл «слегка гиперболизированной действительностью, краски для которой каждый может выбрать по своему усмотрению». Кажется, что Бальзак имел в виду известную социальную позицию Гранвиля, когда писал предисловие к своему циклу «Человеческая комедия»: «... в великом потоке жизни Животность врывается в Человечность... лавочник становится иногда пэром Франции, а дворянин иной раз опускается на самое дно». Тем не менее некоторые сюжеты Жана Гранвиля остались непонятными, к которым не рискуют подступиться даже современные исследователи. Есть много и признанных работ, например, иллюстрации к таким произведениям, как «Робинзон Крузо», «Дон-Кихот», «Путешествия Гулливера».

Иллюстрация Жана Гранвиля к басне Лафонтена "Лев, обезьяна и два осла"
Иллюстрация Жана Гранвиля к басне Лафонтена "Лев, обезьяна и два осла"

Французский поэт Беранже в восхищении писал ему: «Я до того горжусь, что вы комментируете меня, что рискую предпочесть комментарий тексту. Уверяю вас, что временами это происходит со мной, хотя я должен бы быть несколько пристрастнее, чем публика». Выступая проникновенным, находчивым и чутким истолкователем стихов и песен Беранже, Гранвиль по праву считал себя его соратником, единомышленником. Образы, созданные поэтом, художник сумел окрасить присущим ему самому духом гражданственности.

Характеризуя авторский стиль Гранвиля, следует отметить его внимание к деталям, тщательную проработку образов. Не жалея ни времени, ни сил, он щедро мог выполнить на одну тему несколько композиций, если тема, как ему казалось, подсказывала неоднозначные толкования. На это ему указывал и Беранже: «В вашем творчестве меня удивляет разнообразие композиций, которые вы производите с уверенным мастерством, особенно если учесть количество времени, которое, как вы мне говорили, необходимо вам для воплощения ваших идей».

Обложка альбома Queen "Innuendo"
Обложка альбома Queen "Innuendo"

Однажды творчество французского художника привлекло внимание и музыкантов Queen, которые использовали некоторые его идеи в качестве иллюстрации для своего альбома «Innuendo» (По одной из версий, впервые об этом заговорил Роджер Тейлор.). Из них самой известной кажется гравюра «Жонглирующий вселенными», которая с незначительными изменениями была воссоздана на обложке пластинки. Оригинальное название рисунка, кстати, - «Секреты бесконечности», и он был придуман Гранвилем для книги «Un autre monde» («Другой мир»). Интересно, что на её титульной странице указано только имя иллюстратора, которого по умолчанию и стали считать автором текста. Однако, по мнению ученых, эта версия не выдерживает критики. Большинство из них сходятся во мнении, что автором «Un autre monde» является Таксиль Делорд, долгое время работавший с Гранвилем. К слову, и у этой версии имеются свои противники.

Главные герои произведения путешествуют в пространстве и времени, при этом оставляя самые неожиданные и яркие наблюдения. Рисунок «Секреты бесконечности» служит иллюстрацией XXI главы эпоса: там один из героев встречает загадочного жонглера и оказывается посвящен в великий закон равновесия миров.

"Секреты бесконечности"
"Секреты бесконечности"

Долгое время у «Un autre monde» не было объективной критики, главным образом из-за того, что исследователи не решались подступить к таким сложным и сюрреалистичным работам Гранвиля. Некоторые считают, что основную мысль текста художник зашифровал в первой иллюстрации, которую обычно помещают слева от титульного листа книги. На переднем плане картины мы видим главного героя, облаченного в причудливый костюм, вместе с таинственной дамой. Ногой он зарывает старый мир в землю, который уже стал частью прошлого. Его спутница поддерживает новую вселенную, которой коснулась волшебной палочкой. Все это, утверждают ученые, служит некой метафорой рождения нового мира в воображении художника.

Фронтиспис "Un autre monde" (первая иллюстрация книги)
Фронтиспис "Un autre monde" (первая иллюстрация книги)

Некоторые усматривают в этих работах Гранвиля признаки социальной утопии, которая, по мнению других, нередко переходит в антиутопию. Так, Шарль Бодлер писал: «Гранвиль с нечеловеческой храбростью всю жизнь стремился к совершенству в творчестве. Однажды он взял перо в свои руки и так повернул мир, что он превратился в апокалипсис».

Рисунки Жана Гранвиля по-прежнему вызывают серьезные споры у исследователей, которые стремятся видеть в них законченное выражение. И этот сюрреализм легко стал частью истории Queen, участники которой оставили поклонникам лишь косвенный намек, заключенный во множестве смыслов.