Найти тему
Учитель гармонии

"Пишите, дети, пишите"?Педагогические мысли от убеждённой сторонницы устных методов в обучении

Оглавление

Можно каллиграфически написать все пары тритонов, характерных и хроматических интервалов с разрешением - ну конечно, во всех 24 тональностях квинтового круга. А лучше в 30, кто понимает...

Можно, с тем же самым рвением, создать коллекцию разнообразных способов для разрешения семи структур существующих в природе септаккордов, да с обращениями - и конечно, вновь от каждой без исключения нотки, во всех мыслимых расположениях и мелодических положениях. Можно. Рука не отвалится.

Только вот нередко за подобной неистовой писаниной вообще ничего не стоит.

Спросишь студента спеть септаккордик-другой, разрешить, без особого мудрствования - а он нет, не в голосе, не чует, не ловит, не сечёт, ему не требуется, от него поскорее бы отстали... Ведь он - НАПИСАЛ. Вам мало, госпожа преподаватель?

И думаете, откуда сие? Правильно, из безоблачного детства.

Обращаюсь по осени к первокурсникам-струнникам, распределённым ко мне в группу по сольфеджио: мол, товарищи дорогие, а давайте-ка попоём Баха... Сюиты для виолончели соло! Двухголосие - пожалуйте австрийские йодли, "Микрокосмос" Бартока в чудо-ладах, не хотите ли?

Замыкаются, прячут глаза - не все, но большинство. Сетуют на то, что странно им, непривычно: в школе почти не пели, разве что Калмыков-Фридкин, так и быть. Ах, да, Драгомиров. Ладухин! Кто-то и Рубца вспомнит... Не принципиально, всё старинные пособия.

Но чтобы взять и спеть музыку по оригиналу - зачем? Давайте, ладно, увеличенные квинты, так уж и быть, вот только... "Может быть, мы лучше их просто напишем?"

Вот честно, хочется взять за шкирку и душу вытрясти.

Соня, Андрюша, Вика и все-все-все! Вы - музыканты? Неужели вам не легче ЗВУЧАТЬ, чем кропать закорючки, пусть даже мегаосмысленные?

Стыдливо поднимают взор. "А знаете ли, Наталия Игоревна, писать-то оно привычнее..."

Хм, а у моих зелёных наследников, кроме ДМШовских сольфеджио и креативной музлитературы, ещё школа в наличии. ВПРы, ребята. Держите круче, ПРОЕКТЫ. Они везде, от них не скрыться, они преследуют активно и неотступно. Особенно бессмысленны они, в моём понимании, по английскому.

Ну не говорят, в своей массе, десятилетние дети на языке, хоть ты тресни - не говорят! Зато пишут, рисуют, оформляют и задабривают педагога галерями из лондонских красот.

Где традиционные песни, классические стишки наизусть? Где пересказы красивейшей прозы для юношества?

Разговорная практика - вы её фиксируете в наших школах?

Или так уж оно задумано - не отбирать хлеб у репетиторов, оставить им аудирование и прочий безмятежный трёп? Проекты-то времени требуют, господа хорошие.

Тем временем, студенты-музыковеды гордо сдают мне курсовые работы по элементарной теории.

Складываю бережно сброшюрованные текстики в увесистую стопку, чтобы отнести коллегам на показ. Между делом... интересуюсь у симпатичной, трудолюбивой 16-летней красавицы: мол, так-то гладко написалась работка, а можешь ли припомнить, НАПЕТЬ пару-тройку тем из того, что в ней освещается?

Мимо, конечно...

Грустно мне. Тревожно.

А как вам, дорогие родители, жизнь учебная, полная вдохновенной писанины?