Найти тему
ГТРК "Владимир"

Композитор Танеев состоял в родстве с Бахом. Краеведы отыскали в архивах новые сведения о древнем роде

Государственный архив Владимирской области в прошлом году презентовал открытый научно-просветительский историко-архивный проект «ХВАЛА КЛИО». Инициаторами его выступили сам архив и Историко-краеведческий музей Ковровского района.

К участию в проекте приглашены все желающие: профессиональные историки, представители музейного сообщества, сотрудники образовательных учреждений, краеведы, которые когда-либо прибегали к услугам архивистов. Сегодня мы расскажем вам о загадке рода Танеевых, о которой можно было услышать на втором заседании проекта.

Композитор Сергей ТАНЕЕВ
Композитор Сергей ТАНЕЕВ

А разгадали ее супруги Фроловы. Она — Элла Фролова, кандидат исторических наук. С момента основания в январе 2000 года - директор Историко-краеведческого музея Ковровского района, автор более чем 50 монографий, книг и брошюр по отечественной истории. Он — Николай Фролов, журналист, краевед, писатель. Слово Николаю Фролову.

Такая загадка была, связанная с историей рода Танеевых. Почти четверть века мы пытались ее разгадать. Род Танеевых известен в истории Владимира: композитор Сергей танеев, старшая линия рода Танеевых отсюда происходит, статс-секретарей Его Императорского Величества. Почвовед Павел Владимирович Танеев, сподвижник и ученик Климента Тимирязева. Танеевы они в разных сферах культуры остались. Конечно, Сергей Иванович Танеев, наш земляк, самый известный. Сохранилась чудом и музеефицирована родовая усадьбы Танеевых в селе Маринино, где с 2008 года действует музей Танеевых.

-Мы составили самую полную родословную Танеевых. Дело в том, что родословная Танеевых была опубликована в 1956 году в Нью-Йорке. Был там такой бывший офицер конно-лейбгвардейского полка Плешко, эмигрант. Вот он родственник дальний Танеевых. Он написал родослвную Танеевых. Она была опубликована в журнале «Новик» в Нью-Йорке.

Дело в том, что последним владельцем усадьбы Маринино, а Танеевым она принадлежала 300 лет — Сергей Иванович жил в Москве — был Дмитрий Алексеевич Танеев, отставной гусарский поручик, троюродный брат Сергея Ивановича Танеева. У него была супруга Варвара Ивановна Протасьева, дочь известного вязниковского общественного деятеля, деятеля местного.

Фото https://pixabay.com/ru/
Фото https://pixabay.com/ru/

Таким образом, последними владельцами усадьбы Маринино стали сменившая фамилию Варвара Ивановна Танеева и ее муж Федор фон Бах. Сын Варвары Ивановны от первого брака Николай Дмитриевич Танеев, хоть и дослужился до подполковника, будучи сапером, не смог вступить в права наследования, поскольку в связи с тяжелым заболеванием сошел с ума. Следы фон Баха исследователи отыскать не могли очень долго. Во Владимире во всяком случае. Но следы обнаружились в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Продолжает Николай Фролов.

- Оказалось, что Бахи — никакие не Бахи, а это внебрачные дети барона фон Мирбаха. Был такой известный род Мирбахов. Нам больше других известен граф Вильгельм фон Мирбах, посол Германии в России, которого в 1918 году убил левый эсер Блюмкин. А вот его дальний родственник Мирбах получилось так, что породнился с Танеевыми.

Ну а теперь по порядку. Первый предок Мирбахов Генрих писался не фон Мирбах, а де Мербах и был французом, рыцарем французского короля Филиппа Августа. Удивительное совпадение, но король Филипп Август был прямым предком Сергея Ивановича Танеева! Дело в том, что потомки его внука герцога Карла Первого Анжуйского герцоги Дюрасы по одной из ветвей эмигрировали в Россию, стали писаться Дурасами. Прабабушка композитора Танеева была Дурасова. Они не знали, что их потомки породнятся, спустя несколько веков!

Де Мербахи жили на Рейне, на северо-востоке Франции, на самой границе с Германским королевством, Священной римской империей и служили французскому королю. А вот внук Генриха Первого Генрих Второй перешел на службу германскому королю, онемечился и стал писаться Мирбах. И с Генриха Второго фон Мирбаха на рубеже XIII – XIV веков пошла линия фон Мирбахов, которые потом стали известны.

Правнук Генриха Второго женился на Эдде фон Керпен, сестре великого магистра Тевтонского ордена, авторитетного полководца и тем самым упрочил свое положение. Правнук Генриха Третьего фон Мирбаха Клаус Второй получил баронский титул. Сын Клауса Имерих в 1550 году принял протестанство. А поскольку протестантов на Рейне преследовали католики, он эмигрировал в Курляндию и положил начало прибалтийской ветви баронов фон Мирбахов, которые позднее стали предками Сергея Ивановича Танеева. Родственники, оставшиеся на Рейне и ставшие католиками, получили графский титул. Знакомый нам Вильгельм фон Мирбах как раз и был немецким графом. Как вы поняли, уважемые радиослушатели, супруги Фроловы проследили родословную фон Мирбахов с 1200 года. Но все же вернемся к роду Танеевых. Рассказывает Николай Фролов.

- Потомком Имериха, который переселился в Прибалтику, был Бергард Христофор фон Мирбах, который жил уже при Екатерине Второй и был курляндским губернским предводителем дворянства.

После смерти последнего герцога Курляндии Петра Бирона, сына известного фаворита Анны Иоанновны, барон Бергард Христофор фон Мирбах стал первым курляндским губернским предводителем дворянства, получил чин статского советника после того, как Курляндия была присоединена к России. Был у него свой замок и даже не один, но вот чего у него не было, так это жены. И потомства баронского он не оставил, но внебрачные дети у него были. Почему так получилось, мы не знаем. Но внебрачные дети были, и одним из внебрачных детей был некто Генрих, которого отец признал официально, узаконил, добился того, что он был признан дворянином. Но постольку поскольку внебрачный сын не мог в то время получить фамилию отца, а тем более не мог унаследовать титул, то вот этот Генрих Бергардович не стал бароном фон Мирбахом, а стал Бахом.

Тогда была мода такая: из фамилии дворянских детей убирали первый слог. Попробуй его найди, вот в этом и была сложность! Если не знать, что он внебрачный потомок баронов фон Мирбахом, то найти его было просто не реально!

Фото https://pixabay.com/ru/
Фото https://pixabay.com/ru/

Волею судеб Генрих фон Бах попал во Владимирскую губению и не по своей воле, а в ссылку. Почти одновременно с Александром Герценом. Дело в том, что поскольку отец оставил Генриху неплохое состояние, молодой человек по моде того времени отправился учится в Сорбонну, где примкнул к революционерам. Вернувшись в Россию, во время польского восстания открыто поддержал мятежников. Об этом донесли. Фон Бах был арестован, и в административном порядке был выслан подальше от Прибалтики и польской границы.

- Так в 1833 году неожиданно для себя и для всех оказался во Владимире-на Клязьме на положении административного ссыльного. В тюрьму его не сажали, он жил под надзором полиции. Но поскольку он человек был молодой и достаточно старательный, он быстро нашел тут себе подходящую партию и женился. Его избранницей стала Александра Петровна Небольсина, представительница старинного дворянского рода. Отец ее надворный советник Небольсин, отставной офицер, затем служил гражданским чиновником, был городничи в Коврове, в Покрове в разное время, основал собственный стеклозавод, то есть был человек небедный. Вот его дочь, к тому времени изрядно ей было лет, засиделась она в девках, а тут вот такой вот почти граф Монте-Кристо, ссыльный, да еще какой-то Бах там, да еще почти из Европы, почти из Парижа. Вот они вступили в брак. Вот этот фолиант, который тут лежит, - это метрическая запись 1833 года, одного из владимирских храмов о венчании вот этого самого фон Баха и девицей Небольсиной.

Самое интересное, что можно видеть на заседаниях открытого научно-просветительского историко-архивного проекта «ХВАЛА КЛИО» вот эти самые пожелтевшие фолианты с записями, сделанными старинным почерком, который и разобрать-то сейчас трудно, настолько изменились обстоятельства жизни, правописание и орфография. Но вернемся к истории рода Танеевых.

- Он так во Владимире остался, причем даже имя сменил: был Генрих фон Бах, а стал Андреем Бергардовичем. И вот от этого брака с девицей Небольсиной родился сын Федор Андреевич фон Бах, уже наш местный владимирский уроженец. Как оказалось, именно он вступил в брак с вдовой Варварой Ивановной Танеевой. И вот этот загадочный господин фон Бах был внуком барона Бергарда Христофора фон Мирбаха, сын вот этого диссидента поневоле Генриха фон Баха. Вот найти все это было очень тяжело, потому что концов не было абсолютно никаких. Нужно отметить помощь Галины Георгиевны Юриной, жительницы Санкт-Петербурга, историку и краеведу.

Благодаря ее поддержке мы смогли почерпнуть эти данные в Российском государственном историческом архиве. В питерские архивы сейчас не наездишься и не наработаешься. Это требует времени, денег и сил. Потом уже, когда все это стало понятно, нашлось много документов по вот этому Генриху фон Баху. Ну а во Владимирском архиве это уже реестр ссыльных, что он тут находился в ссылке. Вот здесь вот как раз канцелярия оберполицеймейстера, владимирский частный пристав, и благодаря этому он отложился в архивах.

Федор Андреевич фон Бах был известен в Вязниковском уезде, поскольку был родственников Протасьевых, управлял бумажной фабрикой во Мстёре. Потомки рода Протасьевых до сих пор живут в Париже, но есть они и в Вязниках. В частности, на заседание проекта «ХВАЛА КЛИО» была приглашена дальняя родственница Танеевых-Протасьевых Наталья Андреевна Протасьева, работающая сейчас в Центральной библиотечной системе Вязниковского района.

- Ну мы занимаемся историей рода. Собираем какую-то информацию, какую удастся собрать. Вот теперь я побывала в архиве. Может быть, и в архив когда-то обратимся. Может быть, что-то удастся узнать. А так, изучая историю семьи, наверное, изучаешь историю страны, России. И моя профессиональная деятельность очень тесно связана тоже с краеведением, очень много тоже этому уделяем внимания.

Ольга Романова, Радио России - Владимир, Вести Владимир