Родители мечтают ,чтоб их ребёнок все схватывал на лету , приобретал навыки необходимые для жизни и ,конечно, воспитанно себя вёл.
Так вот ,чтобы процесс формирования происходил сам по себе необходимо знать ряд приемов и их особенности ,чтобы вы и ваш ребёнок были довольны , а не измучены процессом постоянного объяснения и ругани🗣
Для того, чтобы ускорить процесс формирования можно использовать два основных приема - это подражание и моделирование. Теперь поговорим о каждом по порядку ☝🏻
- Карен Прайор в своей книги писала «Молодые существа любого рода многому учатся ,наблюдая , а затем копируя поведение старших» , психологи считают, что обучение путём наблюдения является признаком разума. Сейчас этот приём называется ПОДРАЖАНИЕМ. Мы можем и должны использовать подражание при любом удобном случае при формировании определённых физических навыков у людей. Это полезно в танцах , спорте учебе , повседневной жизни. Совершенно очевидно ,что подражание играет очень важную роль в формировании поведения наших детей. Они видят , что делаем мы, а потом делают то же самое (в доступном для них форме). Именно поэтому говорят , что все идёт из семьи. Ребёнок ,наблюдая за взрослым, вскоре копирует его поведение , слова , привычки. Часто для того , чтобы утихомирить ребёнка , на него не надо кричать , а наоборот , разговаривать с ним тихо и спокойно. Ребёнок-индикатор родителя , если он ведёт себя не культурно , значит каждый день так ведут себя дома. Методом подражания или ,можно сказать, наблюдения у ребёнка вырабатывается навык держать и кушать ложкой , заправлять постель , чистить зубы , он берет это от родителей , которые делают это каждый день. Поэтому в первую очередь старайтесь воспитать себя , чтобы потом не исправлять некорректное поведение ребёнка криками и замечаниями , он не виноват , он просто смотрит на вас 🫂
- Такой приём формирования , как МОДЕЛИРОВАНИЕ , заключается в том , чтобы физически помочь субъекту выполнить необходимое действие. Когда вы ставите ребёнка в требуемую позицию или вместе с ним совершаете желательные движения. При этом родители должны четко ощущать самостоятельные усилия ребёнка , иначе этот приём может быть неэффективен. Данный приём должен использоваться без какого либо насилия . Ребёнок должен быть готов к данному действию и проявлять к нему интерес . Для примера можно взять ребёнка , который с помощью подражания проявил интерес к гигиене полости рта. И тогда , родитель , чтобы механически объяснить как правильно это делать , встаёт сзади ребёнка , берет в его руку зубную щетку , и как бы сказать , руководит этой рукой , направляет в стороны , а потом начинает ослаблять контроль за рукой ребёнка , тот в свою очередь должен повторять такие же движения сам , тогда можно сделать вывод , что моделирование прошло успешно . В данном приеме нельзя забывать о самостоятельности ребёнка , не нужно стараться сделать за него правильно , он может ошибаться , делать по своему, со временем все получится так , как надо 👥