Каждый раз, когда мы говорим об удобной транспортной доступности того или иного района Москвы, или жилого комплекса, мы всегда в первую очередь упоминаем метро. Это быстрый и доступный способов перемещения по столице за предсказуемое время.
Московский метрополитен функционирует с 1935 года, активно развиваясь и по сей день. Но какой путь развития прошел этот проект до его воплощения? Давайте разберемся в том, что предшествовало выходу первого поезда из депо.
Метро до метро
Первый проект метрополитена появился еще в 1875 году. По тем меркам это были очень дорогие, непонятные технологии, которые на тот момент не рискнули применять. Задумка состояла в том, чтобы соединить Курский вокзал, Лубянскую, Трубную площадь и Марьину Рощу.
К проекту метро вернулись уже только в 1897 году. Уже тогда за прообраз было взято Берлинское метро. Идея этого проекта заключалась в сочетании подземных линий и наземных. Здесь же подразумевалось и создание кольцевой линии.
Первый отрисованный проект дошедший до нашего времени был создан в 1901 году инженером А.И.Антоновичем. Здесь уже появляется подземная станция с тоннелем посередине, а вместо эскалаторов вниз виден спуск по серпантину. Проект предполагал, что будет сооружена наземная кольцевая линия, а диаметры уйдут под землю. В реальность воплотилась, собственно только наземная часть.
Стоит понимать, что власти думали не только о благополучии граждан, эстетике и методах строительства: в те годы важным источником дохода являлись трамваи. Действовало трамвайное лобби. Собственноручно создавать конкурента - было не слишком хорошей идеей.
Но самый известный проект - а известен он в частности благодаря хорошей визуализации - проект П.И.Балинского и Е.К.Кнорре. Концепция была следующей: на Васильевском спуске строится основной вокзал, из которого уходят поезда метрополитена. Часть уходит в тоннели, часть остается на земле. о проект оказался очень дорогим - чего только стоил сам вокзал - и недостаточно продуманным.
Скажем сразу, это не полный список имевшихся проектов, но мы обозначаем общую тенденцию мысли.
А впереди была первая мировая война, революция, гражданская война - все это отложило строительство метро еще на 30 лет.
Как строился метрополитен
Но к чему пришла москва в 30-х? Еще совсем недавно так любимые городом трамваи поизносились - четверть составов была выведена из эксплуатации. Правительству стало очевидно, что нужно идти на встречу техническому прогрессу. И прообразом снова стало Берлинское метро.
Предполагалось, что в центре будут построены подземные станции неглубокого заложения, а на удаленных районах линии будут выходить на поверхность.
Проблемой здесь было то, что в стройке был задействован только один инженер, которые имел прежде дело со строительством именно метро. Уже в процессе работ стало понятно, что такой формат стройки не подходит для Москвы. Окончательное решение приостановить ведущиеся работы, “встать на новые рельсы”, и перезапустить стройку принял Иосиф Сталин. И работы остановились на 10 месяцев. Были привлечены иностранные специалисты. Не хватало рук, не хватало времени, на различных участках единственной линии тоннели строились разными способами, к предполагаемому сроку сдачи не были готовы эскалаторы - но преодолев все эти трудности 15 мая 1935 года в 05:48 первый состав вышел на маршрут. Так заработал Московский Метрополитен им.Кагановича (такое название он носил до 1955 года).