С.Фрига
Жуть, что случилось в Казани. Это большое горе.
Много мыслей на этот счёт появляется и хочется подумать, что это такое? Почему, зачем и как это изменить?
Всякий раз я возвращаюсь к одной и той же мысли, что одна из проблем это - иерархическая модель общества.
Я имею ввиду, что при всём равенстве биологического происхождения человека, в обществе существует множество рукотворных, искусственных механизмов для создания иерархии.
В основе иерархической модели социума, особенно там, где уровень жизни не высокий, всегда лежит унижение. То есть буквально, при унижении другого, повышаешь свой статус в этой иерархии, а значит становишься более успешным.
Насилие, является ресурсом унижения. Если есть сила, которую можно применить, то её непременно нужно показать, что бы отвоевать статус повыше, поглавнее, поправее.
Типичный пример, что взрослый всегда прав, а ребёнок мал и глуп, поэтому вес его слова меньше, желания неважны, выбор неверен.
Наказание, одно из самых противных и опасных орудий человечества, которое, к тому же и является нормой.
— В своей книге «Биология добра и зла» вы пишете о том, что каждое действие человека в любой момент времени определяется множеством факторов, начиная от эволюции генов и образа жизни поколений, заканчивая существующим уровнем стресса и гормонов. И тем не менее человеческая природа все еще «темная комната», и никто не может понять ее до конца. Так что же влияет на наше поведение?
— Остаемся ли мы в неведении, в этой «темной комнате», зависит от того, что мы хотим знать. Если вы хотите получить ответ на вопрос: «Повысит ли факт, что ваше детство прошло в бедности, в атмосфере домашнего насилия, вероятность того, что вы станете преступником во взрослой жизни?» — то можно уверенно ответить положительно. Но если ваш вопрос: «Кто из этих детей, растущих в нестабильной семье и жестокой нищете, станет преступником», — то ответить мы не можем. И, возможно, никогда и не сможем.
Роберт Сапольский
см. статью в Форбс
Роберт Сапольский рассуждает в своих трудах о том, что у человека нет свободной воли. Что его действия напрямую связаны с его прошлым, с перинатальным периодом, с прошлым его предков, с коллективным бессознательным. Но тогда получается, что и ответственность тоже не может быть на человеке, раз он творит то что не в состоянии осмыслить и контролировать.
Единственный возможный вариант воздействовать на проблему, это менять среду, в которой мы все находимся. Меняя среду, мы сможем в ней же меняться сами.
Я в какой-то социальной сети видела опрос. Что делать с этим несчастным, который расстрелял в школе детей и учителей. Большинство проголосовало за пожизненное. Это очень плохой знак, очень плохая оценка нашему обществу. Это очень низкий уровень развития.
Вот прямо сейчас на этом жутком примере у нас у всех есть возможность подумать, а что может быть альтернативой наказанию? Что это может быть, чтобы прекратить прямо сейчас это безумие.
Если наказать, отомстить, то это не прекратиться никогда. Найдутся новые последователи подобных преступлений. К сожалению это такой вид самоубийства, который уносит с собой не одну жизнь.
И хватит думать, что ответственность лежит на одном преступнике или его семье. Нет, ответственность коллективная, да ещё и не только современная, она лежит и на предках, и не только родственных. Если эту ответственность начать разделять, то может и удастся найти выход, а если заниматься "сожжением ведьм", то в какой-то момент можно самому оказаться на костре.
Я не говорю, простить и отпустить, что бы он и дальше разгуливал с оружием. Но какой может быть человеческой реакцией на подобное нечеловеческое поведение? Как нелюди мы уже пробовали много-много раз. И ясно, что нет ни средств, ни мышления подобного, ни институтов, которые могли бы решать подобные задачи, но хотя бы в теории, хотелось бы для будущих поколений начать думать в эту сторону. Нам (современникам), к сожалению, конечно, не застать такого общества.