Найти тему
Петр Власов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Если к началу гражданской войны республиканцы располагали 214 самолетами, то в течение 1936-39 гг. их авиацию пополнили еще 1.947 машин. Причем Франция, США, Голландия, Англия и Чехословакия вместе взятые прислали Республике не более 350 самолетов; к тому же в значительном своем количестве не военных, а гражданских, которые республиканцам пришлось приспосабливать для боевого использования. А львиную долю авиационных поставок сделал Советский Союз, доставивший испанцам 1.409 боевых самолетов, самых современных на тот момент по своим летным качествам. И 583 из них были истребителями…

Биплан И-15 «Чато» («Курносый»)

Двигатель: Швецов М-25 (640 л.с.) или М-25А (715 л.с.). Скорость 370 км/ч, время виража 9 сек. Потолок 9.800 м, дальность 510 км. Вес пустого 960 кг, вес взлетный 1380 кг. Вооружение: 4х7,62мм пулемета ПВ-1 над и по бокам фюзеляжа за мотором. Бомбы: 4х10 кг
Двигатель: Швецов М-25 (640 л.с.) или М-25А (715 л.с.). Скорость 370 км/ч, время виража 9 сек. Потолок 9.800 м, дальность 510 км. Вес пустого 960 кг, вес взлетный 1380 кг. Вооружение: 4х7,62мм пулемета ПВ-1 над и по бокам фюзеляжа за мотором. Бомбы: 4х10 кг

Одноместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной, неубирающимся шасси и верхним крылом типа «чайка» (соединялось с фюзеляжем отогнутыми вниз корневыми частями центроплана). У испанцев самолеты И-15 получили прозвище «Чато» («Курносый»). Серийное производство: в СССР с 1934 по начало 1936 гг.; в Испании – с августа 1937 по январь 1939 гг. Всего изготовлено 384 самолета в СССР и 237 – в Испании.

Поставки И-15 из СССР начались с осени 1936, и за зиму 1936-1937 гг. в Испании были сформированы 4 эскадрильи «Чато». До лета 1937 из СССР прибыл 131 истребитель И-15, а затем производство «Чато» было налажено в самой Испании, для чего из Советского Союза прислали рабочие чертежи и техническую документацию на этот самолет. Такое решение было принято из-за морской блокады Испании, организованной флотами немцев и итальянцев. В этой ситуации логичным решением стало начало производства боевой техники прямо на месте – в Испании.

Правда, производство самолетов испанскими заводами сдерживалось нехваткой двигателей, пулеметов и других частей и комплектующих; и численно «Чато» на фронтах всегда уступали авиации противника. Тем не менее, до появления в Испании Мессершмиттов они достаточно успешно сражались с самолетами националистов. Что крайне удивило советское авиационное командование. Ведь в ВВС РККА И-15 «не прижился»: советские летчики были недовольны путевой неустойчивостью этой машины, ее рыскливостью, требовавшей постоянного контроля для удержания самолета на курсе, и мешавшей прицеливанию при стрельбе. Еще одним существенным недостатком было частое разрегулирование синхронизации пулеметов, приводившее к прострелам собственных лопастей винта. А боевое применение в Испании продемонстрировало еще один серьезный недостаток И-15 – на нем не была предусмотрена бронеспинка кресла летчика, из-за чего в боях «Чато» несли существенные потери (поэтому испанцам по ходу войны пришлось самим разрабатывать и ставить на самолеты бронезащиту). Перечисленные недостатки И-15 в глазах советского руководства перевесили его достоинства: надежность, простоту управления и высокую маневренность. Именно поэтому производство И-15 в СССР стало таким коротким, а руководство ВВС вообще требовало снять этот самолет с вооружения. Однако результаты воздушных боев в Испании и хвалебные отзывы о маневровых качествах «Чато» от воевавших там летчиков заставили многих военных говорить о биплане И-15 как о более совершенной машине, нежели моноплан И-16. Именно поэтому в ВВС СССР бипланы остались на вооружении, и в советские авиачасти в большом количестве стали поступать новые истребители И-15бис, а затем И-153, бипланная концепция которых, в сущности, к тому времени уже являлась устаревшей…

Рыскливость «Курносого» могла привести к аварии
Рыскливость «Курносого» могла привести к аварии

«Чато» очень активно использовались республиканцами в воздушной войне, особенно в маневренных боях с вражескими истребителями. Тем не менее, схватки с появившимися вскоре в Испании Мессершмиттами-109 заставили республиканское руководство постепенно начать перепрофилирование «Курносого» в ночной истребитель, а так же использовать его в качестве штурмовика. Дебют в роли ночного перехватчика оказался удачным; штурмовые действия «Чато» тоже, как правило, были достаточно эффективны, и неприятель часто нес от их огня и бомб серьезные потери.

Учитывая, что СССР поставил в Испанию 131 И-15, а испанцы изготовили еще 237 таких самолетов, общее число испанских «Чато» составило 368 машин. А вот сколько «Чато» было за войну потеряно, сказать довольно трудно. Достоверно известно только состояние на 1 января 1939 г., за два месяца до окончания войны. На тот день было потеряно 197 И-15. Из них 88 - в воздушных боях, 27 - на земле при бомбардировке аэродромов, 67 — в авариях и катастрофах, 9 — сбито зенитной артиллерией, 6 — приземлились у противника. Однако даже с учетом того, что эти цифры не отражают проблему полностью, заявка неприятеля (испанских, итальянских и немецких летчиков) об уничтожении ими в воздухе около 500 «Чато» все равно выглядит нереально «раздутой». В действительности потери И-15 вполне сопоставимы с потерями самого массового истребителя франкистов Фиат CR.32 (из 376 поставленных «фиатов» было потеряно 175, из них по боевым причинам 99).

И-15бис «Супер-Чато»

Двигатель: Швецов М-25В (775 л.с.). Скорость 379 км/ч, время виража 10,5 сек. Потолок 9.300 м, дальность 520 км. Вес пустого 1.310 кг, вес взлетный 1.700 кг. Вооружение: 4х7,62мм синхронных пулемета ПВ-1. Бомбы: 4х20 кг
Двигатель: Швецов М-25В (775 л.с.). Скорость 379 км/ч, время виража 10,5 сек. Потолок 9.300 м, дальность 520 км. Вес пустого 1.310 кг, вес взлетный 1.700 кг. Вооружение: 4х7,62мм синхронных пулемета ПВ-1. Бомбы: 4х20 кг

Одноместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Серийное производство: с октября 1937 по середину 1939 г. Всего выпущено 2.408 экземпляров.

И-15бис представлял собой «работу над ошибками», выявленными в И-15. Самолет получил более мощный мотор, и измененную форму центроплана (на «бисе» поставили стандартное прямое верхнее крыло, устранив «чайку», которую считали причиной «рыскливости» И-15). В результате И-15бис действительно стал более устойчив; однако скорее всего это связано с утяжелением машины из-за более грузного мотора. Возросший вес машины привел так же к некоторому снижению маневренности, скороподъемности и потолка.

В Испанию небольшая партия этих истребителей была отправлена «под самый занавес»: в январе 1939 республиканцы приняли 30 И-15бис, которые прозвали «Супер-Чато». В бой эти самолеты вступили в последний месяц войны - в феврале; однако, несмотря на короткий срок применения, они успели зарекомендовать себя очень хорошо.

И-16 тип 5 «Моска» («Муха»)

Двигатель Швецов М-25А (715 л.с.), скорость 445 км/ч. Время виража 14-15 сек., потолок 9.100 м, дальность 540 км. Вес пустого 1.222 кг, вес взлетный 1.590 кг. Вооружение: 2х7,62мм скорострельных пулемета ШКАС в крыльях.
Двигатель Швецов М-25А (715 л.с.), скорость 445 км/ч. Время виража 14-15 сек., потолок 9.100 м, дальность 540 км. Вес пустого 1.222 кг, вес взлетный 1.590 кг. Вооружение: 2х7,62мм скорострельных пулемета ШКАС в крыльях.

Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство И-16 тип 5: с середины 1935 до начала 1939 г. Всего было выпущено 3.500 самолетов «тип 5» (эта модификация стала самой массовой из всех серий И-16). В Испании И-16 из-за своего короткого толстого фюзеляжа получил прозвище «Моска» («Муха»); немцы же прозвали И-16 «Рата» («Крыса»).

Первая партия И-16 прибыла в Испанию в ноябре 1936 г.; всего республиканцам было поставлено 276 самолетов модификации «Тип 5». Любопытно, что осенью 1936 в Испанию (как и в авиачасти СССР) поставлялся самолет, еще не завершивший цикла войсковых испытаний (которые продолжались с марта до конца ноября 1936 г). Так что в сущности отправленная на войну «пятерка» была еще не доведена. В результате некоторые из прибывших в Испанию истребителей первых партий оказались частично или даже полностью небоеспособными. И испанцам пришлось самим вносить некоторые изменения в конструкцию полученных И-16: усиливать крылья и борта фюзеляжа в районе кабины, ставить на самолеты бронеспинки, которых «пятерки» вовсе не имели, и т.п.

Проблемы, с которыми столкнулись получившие «Мух» испанские авиаторы, имеют свое объяснение. Ведь И-16 был машиной революционной, с множеством новшеств, до этого не использовавшихся в авиации; во многом это и создавало трудности. Монопланная схема, закрытая кабина и убирающиеся шасси значительно снизили аэродинамическое сопротивление; в результате по скорости, скороподъемности и потолку И-16 до появления в Испании монопланов Мессершмитт-109 превосходил все машины противника. Да и с прибытием немецких Мессершмиттов «Моска» остался единственным республиканским истребителем, способным бороться с новым скоростным противником.

Многие летчики предпочитали летать на «пятерке» с открытым фонарем, чтобы не иметь проблем, если придется прыгать из сбитого самолета с парашютом
Многие летчики предпочитали летать на «пятерке» с открытым фонарем, чтобы не иметь проблем, если придется прыгать из сбитого самолета с парашютом

Однако кроме неоспоримых достоинств И-16 имел и серьезные недостатки. «Моски» были строги в управлении и неустойчивы в полете. «Муха» оказалась не менее «рысклива», чем биплан И-15. Но самыми неприятными недостатками И-16 для фронтовых летчиков стали неудачная конструкция сдвижного фонаря и слабое вооружение самолета. Фонарь, для открывания сдвигавшийся не назад, а вперед, на пикировании встречным потоком воздуха «клинило», из-за чего сбитый летчик часто не мог покинуть кабину падающего самолета. А мощи всего двух (пусть и очень скорострельных) пулеметов уже было явно недостаточно для надежного поражения противника.

7,62-мм пулеметы ШКАС, стоявшие на «Мухах», вообще создали целый ряд проблем. Он обладал очень высоким темпом стрельбы - до 1.800 выстрелов в минуту; в результате ШКАС за короткий миг нахождения противника в прицеле мог «нашпиговать» его значительной порцией свинца. Однако это преимущество приводило к большому расходу боезапаса, который на И-16 заканчивался быстрее, чем на И-15 или других самолетах. Между тем ШКАС был очень «разборчив» к потребляемым патронам. Он бесперебойно работал только с патронами с обычной пулей; более длинные специализированные зажигательные и трассирующие пули ШКАС «одобрял» только в патронах конструктора Н.М.Елизарова, с другими патронами того же назначения у ШКАСА постоянно случался «клин». А патроны Елизарова удалось (да и то в незначительном количестве) доставить в Испанию только в начале 1938 года. И лишь после этого вражеские самолеты стали загораться; ранее же пилоты «Мух» с досадой видели свои хорошие попадания по врагу, которые так и не приносили желаемого результата…

Именно устранения этих недостатков в первую очередь и потребовали от авиастроителей воевавшие в Испании советские летчики: переделать фонарь кабины и усилить вооружение самолета. Однако, хотя решение проблем, указанных боевыми летчиками, не требовало сверхъестественных технических усилий, их исправление непозволительно затянулось. Претензии были высказаны на рубеже 1936 – 1937-го, но в серийное производство самолет с усиленным вооружением и другим фонарем пошел только в начале 1938 года…

И-16 тип 10 «Супер-Моска»

Двигатель Швецов М-25В (750 л.с.), скорость 448 км/ч. Время виража 16-18 сек., потолок 8.470 м, дальность 525 км. Вес пустого 1.327 кг, вес взлетный 1.716 кг. Вооружение: 4х7,62мм скорострельных пулемета ШКАС в крыльях.
Двигатель Швецов М-25В (750 л.с.), скорость 448 км/ч. Время виража 16-18 сек., потолок 8.470 м, дальность 525 км. Вес пустого 1.327 кг, вес взлетный 1.716 кг. Вооружение: 4х7,62мм скорострельных пулемета ШКАС в крыльях.

Одноместный моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Самолет являлся развитием «пятерки» с устранением выявленных недостатков. Серийное производство И-16 тип 10: с начала 1938 до середины 1939 г. Всего было выпущено 934 «десятки».

Новый самолет получил более мощный двигатель; на нем усилили прочность крыла и поставили бронеспинку кресла пилота. В фюзеляже над двигателем установили два дополнительных синхронизированных пулемета ШКАС; из-за увеличения количества «стволов» до четырех значительно выросла мощь залпа. Заметным внешним отличием «десятки» от «пятерки» стало устранение сдвижного фонаря, который заменили небольшим неподвижным козырьком перед кабиной. Вместо прежнего трубчатого телескопического прицела поставили более удобный в прицеливании небольшой коллиматорный прицел.

Правда, проведенные изменения увеличили массу истребителя, поэтому, несмотря на рост мощности двигателя, летные данные машины практически не улучшились; тем не менее, ее боевые возможности заметно возросли. Однако не обошлось и без недостатков. Так, конструкторы в борьбе за экономию веса неверно рассчитали толщину бронеспинки; в результате она пробивалась не только крупнокалиберными 12,7-мм пулями итальянских пулеметов, но и 7,92-мм пулями немецких MG-17. Синхронизация фюзеляжных пулеметов была ненадежной и требовала постоянной отладки. Стекло козырька кабины было плохо закреплено, из-за чего случалось, что на больших скоростях оно вылетало, нанося травмы пилоту.

Поставки истребителей И-16 тип 10 в Испанию начались в марте 1938 г. Всего республиканцы получили 136 «десяток», что довело общее число дошедших до испанцев И-16 до 422 единиц. Так как морской путь в Испанию к тому времени был блокирован германскими и итальянскими кораблями, советские самолеты доставлялись транспортными судами во Францию, а затем по железной дороге перевозились к испанской границе.

«Супер-Моски» сражались на всех фронтах испанской гражданской войны; благодаря усиленному вооружению они, чаще специализировались на перехвате бомбардировщиков, в то время как бипланы И-15 связывали маневренным боем истребители прикрытия. А вот с живучими скоростными немецкими Мессершмиттами среди всех республиканских истребителей могли успешно драться только «Мухи»: бипланам будущий основной истребитель Германии был просто «не по зубам»…

Именно из-за превосходства Мессершмиттов над бипланами испанское правительство попыталось организовать производство И-16 «на месте», на республиканском заводе в Аликанте. Испанцы пытались скопировать «Тип 10», но из-за нехватки оружия их истребители получили только по два пулемета (некоторые авторы именно эти испанские «клоны» относят к полумифическому «Типу 6»). Правда, дело шло трудно и медленно: к началу 1939 года было произведено всего четыре самолета, а до конца войны – еще 10.

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (иностранного производства)

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.): истребители франкистов

Гражданская война в Испании: лучшие асы испанских националистов

Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы

Гражданская война в Испании. Советские асы-интернационалисты

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории.