Школьный шутинг (стрельба) - ужасная вещь, но, увы, она случается не только в далеких Штатах, а и в нашей стране. И каждый раз после этого возникает целый ряд вопросов - от квалификации школьных охранников (а там обычно пенсионный дядечка сидит) до ужесточения правил выдачи лицензий на оружие. Но о другом аспекте ситуации, к сожалению, почему-то не говорят от слова "совсем".
Любое преступление - это не оказанная вовремя психологическая и/ или психиатрическая помощь. Как с этим обстоит дело в нашей стране? Психологов вроде бы полно, но эта сфера никак не регулируется государством. В итоге сеть заполнена множеством недоучек и шарлатанов, пытающихся состричь купоны с населения и дискредитирующих саму профессию психолога. Среди них есть и "поехавшие", и откровенные психопаты и социопаты, не гнушающиеся ничем ради денег - или простого ощущения власти над клиентом, которому бывает нелегко выпутаться из таких сетей (в конце статьи - ссылка на чек-лист для их выявления). Да, есть прекрасные проекты, где настоящие профессионалы за небольшие деньги оказывают помощь нуждающимся, но в масштабах страны это капля в море. Плюс среднестатистическому россиянину, живущему от зарплаты до зарплаты, психологи просто не по карману. Школьные психологи и их квалификация - это отдельный большой вопрос. Был ли специалист в казанской школе? Если был, обратил ли он внимание на особенности поведения стрелка? В СМИ я не нашла ответа на этот вопрос.
Что касается психиатрии... Знаете, стигма, которая была на этой отрасли медицины в советсвое время, до сих пор не снята. Обращаться к психиатру считается чем-то зазорным и позорным. По своей воле рядовой человек вряд ли к нему пойдет - в том числе и потому, что учет, хоть и реформированный, может сильно осложнить жизнь. Частные психиатры? Их много, но мало у кого есть на них деньги, плюс их квалификация тоже часто вызывает вопросы. В то же время я уверена, что какие-то симптомы проявились у казанского стрелка еще в детстве. Отслеживал ли их кто-нибудь? Фиксировал ли? Вряд ли. В итоге имеем то, что имеем - яркий дебют шизофрении с печальными последствиями.
Иногда мне кажется, что надо ставить на учет детей с элементами психопатической триады (долгий энурез, склонность к поджогам, издевательство над животными). Но вы представьте, какая тут коррупционная емкость и средство давления на родителей... В общем, такие вещи должны профилактироваться заранее. Сильно заранее. Но полностью предотвратить такие случаи нельзя... к величайшему моему сожалению.
***
Комментарий Надежды Козочкиной, клинического психолога, семейного и телесно-ориентированного психотерапевта (г. Самара), автора психологического дзен-блога Nadya K.
Мы обсуждали этот случай с коллегами - клиническими психологами и психиатрами. Сразу скажу, что для настоящей диагностики нужно длительное наблюдение психиатров, МРТ, тестирование, и так далее. Часто звучит слово "энцефалопатия". Цитата: "Энцефалопатией называют дистрофическое поражение мозговой ткани распространенного характера в результате воздействия различных факторов – инфекций, интоксикаций, расстройств в обмене веществ." То есть это нарушение функций и даже отмирание отдельных клеток и целых участков мозга. Где-то в новостях проскакивал такой факт, что "стрелок" имел в раннем возрасте травму головы, а также, что у него была опухоль мозга. Эти две вещи могут быть связаны между собой. Травма может косвенно быть причиной опухоли мозга (как именно, тут лучше скажет невролог) и точно может быть причиной энцефалопатии. Но это само по себе не может быть причиной агрессии. То есть агрессия может быть, а может и не быть. С большой вероятностью она появится при повышенном давлении, сосудистых нарушениях, что бывает при опухолях (психиатр упоминал т. н. сосудистую деменцию).
Вообще возможно, что все версии могут иметь место одновременно. То есть ребенок в детстве получил травму мозга, затем у него развились сосудистые нарушения, опухоль. При этом он еще нюхал клей, например, из-за этого нарушения усилились. Тут еще и дебют шизофрении случился, а на фоне предыдущих нарушений получил очень быстрое развитие. Также может быть, в это время он с кем-то общался, кто и спровоцировал у него появление идей своей избранности. Причем идеи могут вообще кардинально расходиться с тем, что ему рассказывали. Про бога и убить всех человеков, комментарий психиатра был, что это структурированный бред. Наше мнение с коллегами, что это могла быть "метафизическая интоксикация" так называемая. Такое бывает у внушаемых людей, попадающих под влияние, например, в религиозных движениях, сектах, эзотерических кружках. То есть человек высказывает бредовые вещи, но они придуманы не им самим, а как бы косвенно внушены.
По поводу психологических проблем ничего сказать не могу, кто говорит, был буллинг, кто, что его не было. Возможно, ребенок шизоидной акцентуации просто был всегда сам в себе, не особо общался с людьми.
Можно ли было оказать ему вовремя помощь, чтобы такого не случилось? И кто должен был оказать эту помощь? Я не могу тут кого-то обвинить в том, что "парня упустили". Он мог был действительно быть очень замкнутым. По утверждениям большинства, всегда был тихим, спокойным, никому не мешал. Я склоняюсь к тому, что это трагически неудачное сочетание внешних и внутренних факторов. Обвинить родителей в "воспитании монстра" мы не можем. Болезнь может развиться в любой семье, хотя, конечно, есть некая корреляция с отношениями и с наследственностью. К сожалению, момент употребления, если оно было, при незнании также легко пропустить и не заметить.
Нужно ли ужесточать процедуру получения оружия? Нет. Это никак не убережет от таких случаев, а только усилит коррупцию. Честные люди будут страдать, а убийцы все равно будут убивать.
Нужно ли ввести тотальный контроль за соцсетями подростков? Нет, и это невозможно. Раньше не было соцсетей, а стрелки и убийцы все равно были.
Нужно ли наказать учителей, директора школы, психолога? Нет, они сами в данной ситуации пострадавшие.
Что можно сделать? Заниматься психологическим просвещением, ввести больше открытых и доступных психологических служб, убрать у населения страх перед проверками ментального здоровья, не стигматизировать психические заболевания.