Весь ход работы над сайтом грубо можно разделить на две большие части: аналитика с проектированием и непосредственно сама разработка. На первый взгляд кажется, что второй этап куда более значителен. Но стоит начать разбираться и становится очевидно: если пренебречь проектированием, то разработка превращается в слив бюджета.
Да, если начинать создание сайта с «картинки» (прорисовки дизайна, выбора анимации и цвета), то такой ресурс не будет работать на цели и задачи бизнеса, ведь они не были учтены. Что там с потребностями целевой аудитории? А как поведете пользователя от главной страницы до покупки? Уверены, что вся эта «мишура», в которую вы вложили столько денег, не спугнет и не запутает потенциальных клиентов? Если ответа нет, значит, вы или ваш подрядчик всё-таки пропустили самую важную и первую ступень разработки - проектирование.
В деньгах вы потеряете не только из-за того, что сделали неэффективный сайт, но и после - из-за нескончаемых правок. Которые, кстати, могли занять несколько минут на этапе проектирования, но после окончания разработки потребуют много дней/месяцев/нервных клеток/денег.
Пример для пущей убедительности
Проведём аналогию со строительством дома. Вы загорелись идеей построить дом в кратчайшие сроки и не хотите тратить время на чертежи и планировку. На дизайнера закладывать бюджет тоже нет желания. Ну что вы, в конце концов, не знаете, как дома выглядят? Все примерно одинаковые…
Нашли пару картинок в Пинтересте, подключили свою насмотренность на дома у бабушки в деревне, позвали помощников из недалёкого зарубежья и быстренько взялись за воплощение мечты. Как вы думаете, сколько раз вы столкнетесь с тем, что закупленные материалы либо останутся лишними, либо окажутся неподходящими? А сколько придётся докупать в процессе? Допустим, это можно пережить.
Но вот стройка вопреки стереотипам заканчивается, и вы с семьёй заселяетесь, чтобы «вдохнуть жизнь» в новое гнёздышко. Все забегают в свои комнаты, но…радости маловато. Свекровь не впечатлена тёмным оттенком обоев и сравнивает комнату со склепом, а сын-подросток в тихом шоке разглядывает бабочек на обоях. А ещё он заслуженный стример всея Руси, а вы забыли ему в комнату даже розетки поставить…
Очевидно, обнаружится ещё много «косяков», которые придётся исправлять. Что здесь пошло не так?
- У вас не было плана.
- Вы не руководствовались личными целями, а просто построили «ещё один дом».
- Вы не подумали о своей семье и не учли потребности каждого.
Последнее особенно важно! Семья в нашем примере — это ваша целевая аудитория. И её изучение - важнейшая часть проектирования.
Из каких этапов состоит проектирование и для чего нужен каждый из них?
1. Аналитика
Этап, на котором требуется максимальная вовлечённость со стороны заказчика. Благодаря полученным данным:
- формируется видение ниши, с которой предстоит работать;
- учитываются потребности целевой аудитории;
- изучаются ситуация на рынке и спрос;
- анализируются особенности конкурентов: их ошибки и сильные стороны.
Всё это поможет в дальнейшем разработать именно тот функционал, который актуален для ваших клиентов, а не раздувать смету лишними решениями.
2. SEO-проектирование
Если вы планируете продвигаться в поисковиках, то этот этап необходим. SEO-проектирование не обеспечивает будущему сайту высокие позиции, а просто предоставляет возможность продвигаться в принципе.
На этом этапе:
- формируется структура будущего сайта;
- создаётся семантическое ядро;
- составляются требования по технической части для разработчиков.
3. Подготовка контента
Сюда относятся картинки, фотографии/видеоматериалы (их предоставляет клиент) и тексты (либо от клиента, либо за дело берутся копирайтеры). Даже если над контентом работает команда, важно, чтобы заказчик активно участвовал в процессе его создания. Ведь magic не случится без информации о преимуществах компании, УТП, использования вашего (возможно, уже узнаваемого) стиля.
У многих возникает вопрос: «Зачем собирать материалы так рано?». Отвечаем: это помогает избежать ситуации, когда страницы с блоками уже спроектированы, а место для текста/фото либо не оставили совсем, либо его недостаточно.
Сначала решаем, ЧТО добавляем, потом КУДА.
4. Создание архитектуры сайта и составление ТЗ
На этом этапе решаются технические вопросы: какие системы будут интегрироваться, что для этого нужно, что будет происходить после нажатия кнопок и т.д.
Техническое задание должно быть максимально подробным и понятным для всех членов команды. Это ускорит работу, ведь некоторые задачи в ходе создания сайта можно будет делать одновременно.
5. UX-проектирование
На этом этапе создается прототип каждой страницы, прорабатывается пользовательский путь по сайту и способы взаимодействия с интерфейсом.
Для этого используются данные, полученные на этапе аналитики и SEO-проектирования.
Если продукт новый и ещё недостаточно исследованный, то прототип — это отличный способ затестить поведение потенциальных клиентов до начала разработки. Также такой прототип можно использовать для презентации будущего сайта, например, инвесторам.
На этом этапе можно безболезненно вносить правки в интерфейс и структуру. Поэтому именно здесь важно утвердить каждую деталь и воплотить в жизнь всё, что «накопали» на предыдущих этапах разработки.
В итоге мы получаем схематичные прототипы, на которых:
- расположены блоки со всем запланированным контентом;
- указаны места для кнопок, активных иконок и т.д.;
- учтены техническая реализация и исследования пользовательского пути от знакомства с сайтом до покупки.
6. Создание визуальной концепции
Эстафетная палочка передаётся дизайнерам: они начинают «играть» с цветом, анимацией, шрифтами и т.д.
На этом этапе мы должны убедиться, что наше визуальное видение будущего сайта совпадает с ожиданиями заказчика. Чтобы произошло именно так, при разработке концепции учитываются:
- фирменный стиль (если есть);
- концепция, смысловое наполнение сайта;
- актуальные тенденции в мире веб-дизайна;
- пожелания заказчика.
Какие выводы мы можем сделать?
- Разрабатывать сайт без проектирования - всё равно что делать дом без дизайн-проекта: в дальнейшем потратишь много сил и денег на корректировки.
- Благодаря этому этапу вы получите ресурс, который наполнен смыслом и несет в себе вашу уникальную составляющую, а не просто набор чужих ошибок и штампов.
- Проектирование позволяет существенно экономить время: и из-за снижения вероятности правок в дальнейшем, и из-за возможности вести некоторые процессы параллельно.
Внимательное отношение ваших подрядчиков к этапу проектирования говорит о том, что они действительно заинтересованы в реализации ваших целей, а не просто в ещё одном проекте в портфолио.
Работайте с лучшими и звоните в MediaMint!