Найти тему
MAX67 - Хранитель Истории

Студентам, Воркутинского горного, посвящается (часть 3)

Воркута 1985 год. Воркутинский горный техникум, снято с ул. Ломоносова.
Воркута 1985 год. Воркутинский горный техникум, снято с ул. Ломоносова.

Проснулся, поел, и уже пора на смену, оделся – и на остановку. Старенький ЛиАЗ, дребезжа, привез на шахту. В нарядной расписались в книге нарядов и в раздевалку. Покурили, переоделись, получили свет, спасатели и намордники. Клеть битком, кто-то травит новый анекдот, хохот из ствола слышен на поверхности…

- Максимка, давай в домино? – пригласил Басырыч.

- Что такое кормушки, знаешь? – спросил бригадир.

- Нет, но догадываюсь, что это не птичек кормить…

- Верно догадываешься, вместе с пенсионером сегодня на кормушках будешь, он тебе все расскажет и покажет…

Трамвай остановился, и пешком пришли под лаву, как водится, сели жрать тормозки…

- Макс, подойди к Ваське – это наш электрослесарь, возьми лопату, ее подогнать надо. А на будущее, если что из инструмента надо, во вторую смену идешь на лесосклад и получаешь в каптерке. Максимка, ты меня просто Дедом зови, имя ты все одно не выговоришь, а я уже привык, – разъяснял мне науку маленький татарин.

Принес лопату, Дед ловко отпилил черенок, ножом зачистил кромки и на конце черенка вырезал ручку, чтобы хват был удобней.

Кормушка в шахте тоже квадратная. Расстояние между основанием секции и выдвинутым конвейером, с двух сторон оконтуренным направляющими гидравлических домкратов, и есть кормушка. При передвижении секции угледобывающего комплекса туда сыпется порода, вот ее-то и надо вычищать, чтобы секция задвигалась на весь ход домкратов. В общем, работа простая: бери больше, кидай на конвейер. Но есть некоторые "но"… Куски породы различной фракции, и лопата скользит по камню, да и стоишь на коленях. А чистить надо быстро, сзади идет комбайн, и за ним передвижчики задвигают секции. Если комбайн тебя обгонит, то вся пыль от шнеков твоя…

- Максимка, черенок мы обрезали, чтобы он не упирался в перекрытие. Лопату вставляем вертикально вдоль направляющей нижнего домкрата и потихоньку начинаем зачищать, главное, сразу глубоко лопату не втыкай – не вывернешь, только ручку сломаешь, – продолжал учить Дед.

- Пойдем в лаву, нам от комбайна секций на двадцать надо оторваться. Ты, главное, не торопись, иначе получаться будет плохо, а разочков десять лаву прочистишь, и руки сами все делать будут, даже думать не придется.

Начали чистить. Первая кормушка далась очень трудно, никак не мог приловчиться. После десятой пришло понимание процесса, но скорости пока не хватало. Почистил с десяток, а в это время Дед уже штук двадцать успел, но у нас их двести шестнадцать…

Зачистив вдвоем секций пятьдесят, сели отдохнуть: руки очень устали.

- На выходной пойдем, напомни мне, в каптерку отведу, наколенники тебе возьмем, – проговорил Дед.

- А чего лава стоит?

- Они на нижней нише перелом конвейера выкладывают, угол изгиба большой, и конвейер цепляет, порвать можно. Нам с тобой хорошо, что стоят, не догонят.

Лава закрутилась, комбайн пошел наверх, и мы с удвоенной силой принялись чистить кормушки… Наверх (верхний вентиляционный штрек) я вылез без рук: ладони сначала не хотели разжиматься, а минут через пять сжиматься. Дед и верхний нишевик покатывались со смеху.

- Максимка, комбайн вниз пойдет, сразу верхние чистить начинаем, секций двадцать зачистим и догоняем комбайн, еще двадцаточку чистим и за комбайном. Так нам легче будет, когда комбайн вверх пойдет. Ты не торопись, у тебя руки не привычные, вот через недельку ты и меня обгонять начнешь.

Комбайн зарубился вверху, ребята толкнули конвейер, и мы начали чистить, комбайн пошел вниз. Где-то на середине лавы остановили и комбайн, и конвейер, проехали две с половиной стружки.

- Дед, чего встали? – спросил я.

- Максимка, смена кончилась, бросай лопату, пойдем вниз! – засмеялся Дед.

Спасатель на плечо, пора на гора… В трамвае рубились в домино парами, с Басырычем пару раз сделали бригадира и Ваську.

- Студент, и нахрена мы тебя в детстве учили? – сокрушался бригадир.

- Макс, а в карты играешь? – спросил Валера Шпыт.

- Валер, конечно играю, в дурака в три года начал…

Выехали на поверхность, все сдали и в баню. Покурить после смены всегда приятно.

- Не замерз сегодня? – спросил Валера.

- Какой замерз, на кормушках только вспотеть можно…

- В бане парная есть, если что… Сходить захочешь, сначала обмойся от пыли, а уж потом греться…

- Понял, спасибо!

Выкурили еще по одной и мыться. После бани почти вся бригада отправилась в столовую, сели есть, а руки даже ложку с вилкой держать отказываются. Ребята смеются.

- Ничего, привыкнешь, с практики вернешься настоящим шахтером, научим всему… - произнес бригадир.

- До настоящего, думаю, еще, ох, как далеко, вся теория, которую дают в технаре, почему-то отличается от практики. Вот про кормушки ни один препод не рассказывал…

- А это чтобы вас сразу не испугать… – смеясь, произнес Валера.

Загрузились в автобус и домой, от остановки с Валерой шли вместе, он живет недалеко от моего дома.

- Держись, Максимка, еще один денек и выходной, отдохнем и снова в бой, через пару недель втянешься и так уставать уже не будешь.

Попрощались у почты, и я свернул к дому. Практика продолжалась…

Начало

Предыдущая часть

Продолжение

Полная навигация по каналу