Каждый раз, когда византийский император приходил к власти, церковные деятели (а в отдельных случаях и родственники) составляли императору наставления, в которых указывали, как император должен править politeia в согласии с Богом и народом. В ином случае, как зачастую говорится в подобных наставлениях, император неизбежно должен ожидать восстание несогласных.
Примечательна история императора Михаила V Калафата, кесаря и племянника предыдущего императора Михаила IV Пафлагонца, который, в свою очередь, стал императором благодаря браку с наследницей македонской династии Зоей. После смерти Михаила IV Зоя решила возвести в императоры Михаила Калафата, поскольку тот, будучи кесарем, хорошо зарекомендовал себя в общественных делах. Поначалу новый император действовал во благо людей и приобрёл среди них популярность. С популярностью пришла самонадеянность, что и погубило Калафата. Решив, что народ стал предан ему, Михаил V сослал свою благодетельницу Зою в монастырь и таким образом стал единоличным правителем. Как Калафат ни пытался убедить сенат и народ Константинополя в раскрытым заговоре Зои, ему это не помогло – практически сразу весь город вспыхнул. Толпа в один голос скандировала «Выкопайте его кости», «Недостоин» - древние сигналы к свержению императора. Предпринятое Калафатом возвращение Зои только усугубило ситуацию: народ вынудил константинопольского патриарха встать на свою сторону, вывел Феодору, сестру Зои, из монастыря и ворвался в императорский дворец. Михаил бежал в Студийский монастырь, где и был ослеплён. По народной воле императрицами стали сёстры Зоя и Феодора. Примечательно, что ещё во время восстания Феодора отказывалась оставлять монашеский постриг, а назначение её императрицей совершенно не нравилось Зое, поскольку та и сослала в своё время сестру в монастырь. Здесь мы видим явную легитимизацию народом имперской власти даже против воли самого императора. Михаил Калафат, выступивший против Зои и нарушивший данные клятвы в почитании и уважении её персоны, для народа стал однозначным тираном, утратившим право на власть. С другой стороны, народ не просто восстановил статус императрицы Зои, но и назначил императрицей её сестру. Попытки же Зои отстранить Феодору от власти встретили прямое сопротивление народа, который потребовал их совместного правления.
Приведённый пример далеко не уникален в истории Ромейского государства. Так, во время царствования императора Анастасия в 512 году вспыхнул бунт, связанный с религиозной политикой Анастасия. Бунтовщики кричали «Нового императора Романии», разграбили и спалили дом непопулярного в народе бывшего префекта Марина Сирийца, по пути убив находящегося в доме монаха, и провозгласили императором некоего Ареовинда. Последний с испугу сбежал в Пергам, а Анастасий, сняв с себя венец, появился перед толпой с предложением сложить власть. Смирение императора успокоило толпу, так что народ попросил Анастасия вновь надеть венец, тем самым символически восстановив его императорские полномочия.
Конечно же, зачастую различные лица стремились использовать настроения народа в своих целях и при помощи восстаний получить власть. Однако византийцы далеко не всегда вставали на сторону того или иного претендента. Так, после смерти упомянутой выше императрицы Феодоры и возведения на престол Михаила VI Стратиотика, Феодосий Мономах, племянник почившего императора Константина IX, собрал своих сторонников и устроил шествие по Константинополю, объявляя себя кандидатом в императоры. Он освободил узников из тюрем, что было обычным явлением при мятеже, и направился во дворец, где встретил отпор вооруженных людей. Тогда он направился к собору св. Софии в надежде, что патриарх и народ объявит его императором, однако и там не нашёл отклика. По мере продвижения по городу улицы пустели, и, отвергнутый всеми, Феодосий вместе с сыном в бессилии сел перед собором. Позже византийцы сочинили о нём стих: «Дурачок Мономах, что задумал, сделал». В данном случае народ выразил свою волю в бездействии, так образом обеспечив легитимность Михаила Стратиотика. В другом примере Алексей I Комнин, ещё до обретения императорской власти, поддержал мятеж Константина Дуки против непопулярного в народе императора Никифора III Вотаниата и провёл Константина через Константинополь. Однако византийцы единодушно кричали, не желают видеть Константина своим императором, так что затея последнего провалилась.
В других случаях мятежники получали популярность в провинциях, но так и не могли получить признание в Константинополе. Например, в поднявший в 821 году восстание Фома Славянин получил широчайшую поддержку всех слоёв населения Малой Азии. Фома рассчитывал войти в Константинополь без боя и при всеобщем одобрении, однако встретился лишь с насмешками византийцев. Боевое столкновение тоже не привело его к успеху.
Обратный пример захвата города при полной поддержке византийцев – выступление к Константинополю Никифора Фоки, который был провозглашён императором своими солдатами. Никифор Фока объявил себя защитником интересов юных императоров Василия II и Константина VIII, от имени которых правил крайне непопулярный в народе евнух Иосиф Вринга. В городе поднялся мятеж, и всё население Константинополя перешло на сторону Никифора Фоки.
Зачастую целью бунта ставилось не смена императора, но и восстановление законного порядка. Так, в 577 году в Константинополе вспыхнул бунт из-за того, что неких подозреваемых язычников за взятку отпустили на свободу. Толпа собралась с криками «Выкопать кости судей и язычников!», разграбила дворец, в котором заседал суд и освободили узников из тюрем. Император Тиберий II успокоил настроения толпы и заново приговорил оправданных ранее язычников.
Во времена правления императора Маврикия командующий Комментиол был разбит в битве с аварами с большими потерями. Среди армии ходило мнение, что тот намеренно отправил солдат на смерть по своим причинам. В Константинополе разразился жесткий мятеж, и император был вынужден созвать комиссию для расследования дела.
Примечательны и случаи, когда общественное возмущение было направлено на препятствие законным действиям императоров, если во мнении народа они не соответствовали общественному благу. Когда во время ирано-византийской войны император Ираклий из-за опасения захвата Константинополя задумал перенести столицу в Карфаген, граждане ясно выразили своё недовольство, а патриарх заставил Ираклия поклясться на алтаре, что тот не покинет Константинополь. В другом случае Алексей III Ангел в 1197 году задумал ввести т.н. «германский налог», чтобы откупиться от крестоносцев, но получил решительный отпор со стороны всех слоёв населения. Попытка изъять золото из церквей аналогично встретило сопротивление, так что императору оставалось только разграбление гробниц.
Таким образом, византийский народ обладал уникальным для своего времени суверенитетом. Он не был закреплён каким либо законом, однако наличие суверенитета у народа признавали как сами византийцы, так и императоры. Императорам приходилось делать всё возможное, чтобы их деятельность получала народное одобрение, а недовольство не переходило в мятеж. В случае восстания же императоры всячески стремились народ на свою сторону – удовлетворяли требования протестующих и наказывали виновных чиновников; кто-то публично отказывался от власти, намереваясь получить снисхождение у народа, а в иной раз и вовсе признавали назначенного народом императора соправителем. Всё это говорит нам о том, что Византийская империя по своей сути была республиканской монархией с подлинным народовластием.
Автор - Виктор Беляев