Здравствуйте, друзья. Ординарый профессор Московского Университета Степан Петрович Шевырев в номере XXIX Журнала Министерства Народного Просвещения за 1841 год упомянул об очень интересном документе из библиотеки Ватикана. Это так называемая рукопись № 12—сборник, написаный на холстинной бумаге, после XV века, скорописью, довольно чётко. Судя по языку и правописанию видно, что рукопись написана в Юго-Западной части России. Из всех статей, там содержавшихся, к теме нашей сегодняшней публикации наиболее подходит пятая статья, называемая "Исторїѧ ѡ листрикїскомъ то естъ: ѡ разбойническомъ Ферарьскомъ або Ѳлоренскомъ Синоде вкѡрѿце правдиве списанаѧ"
Эта рукопись содержит такие сведения, которые до сих пор не были известны учёным, судившим о этих событиях только по Западным латинским источникам. Мнение греков было выражено лишь в сочинении очевидца Собора Сильвестра Сиропула. Но эта книга была для Шевырёва библиографической редкостью, и к тому же плохо переведена, и поэтому он сосредоточил внимание на славянской рукописи из Ватикана.
Итак, Папа Римский Евгений, видя печальное состояние Восточного христианства, притесняемого исламскими народами, поспешил воспользоваться ситуацией, и направил к византийскому императору Иоанну Палеологу своих послов с предложением об объединении Востока и Запада перед лицом магометанских захватчиков. На деле же он хотел "завлечь в свои сети" Восточную церковь.
Византийский Император Иоанн Палеолог написал ко всем четырём патриархам, а особенно к Константинопольскому, "под боком его будучи", о необходимости собрать Синод, и намекал о необходимости соединения Церквей. К этому же он подговаривал князей Сербских, Болгарских, Иверских, Русских через послов с грамотами. Папа с тем же самым обратился к западным правителям. Так как Константинополь подвергался нападениям турков, новый Собор назначено было провести в Италии.
Итак, в 1438 году от Рождества Иисуса Христа, состоялся духовный Синод в Фераре—итальянском городе. Старейшинами Собора были: сам византийский Император Иоанн Палеолог, из духовных лиц: Папа Римский Евгений и Патриарх Константинопольский Иосиф. Остальные же три Патриарха Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский не смогли приехать из-за сарацин, угрожающих их престолу. Они поручили представлять свои интересы другим важным и уважаемым святителям, а именно: Патриархи Александрийский и Антиохийский—Эфесскому Митрополиту Марку, а Патриарх Иерусалимский—Никейскому Митрополиту Виссариону, впоследствии изменившему. Таким образом, самое большое влияние находилось в руках Марка Эфесского, как-никак представитель целых двух Патриархов! Также присутствовали и другие Митрополиты: Кизический, Трапезунтский, Моновасийский, Ираклийский. Был и Киевский Митрополит, Исидор. О нём надо сказать особо, человек он весьма непростой.
В 1436 году, по кончине Киевского Митрополита Фотия был избран епископами и всем причтом церковным, а также князьями Западных земель русских и Литовского княжества, на Митрополию Киевскую человек добрый, набожный, тихий, скромный и учёный, Епископ Рязанский Иона.
По избранию он был отправлен с грамотами к Императору Иоанну Палеологу и Патриарху Иосифу, чтобы принять благословение от Патриарха. Но ещё до Ионы прибыл в Царьград из Рима, с грамотой от Папы некий Исидор, словак с краёв Западных, человек льстивый, уклончивый и лицемерный. Ласковыми словами, покорными просьбами, грамотой от Папы он склонил Императора и Патриарха на то, чтобы отдать ему Русскую Митрополию. Грамота Папы Евгения к Патриарху Иосифу была следующего содержания:
"Евгений, слуга слуг Божиих, Бискуп Римский, высокой столицы Нового Рима честному Иосифу Патриарсе, брату нам о Христе намилшому, покоя и потехи, за побожным и чести годным мужем и Бискупом, на имя Изидором, покорность наша желает, абысте его не помешкиваючи на Архиепископство Русской столицы посветившы и с мощью суполною Послами, о чем есмо и до намилшого сына нашего Яна Цезаря ясне—удожоного лист наш за тым святолюбивым мужем Изидором, который есть от столицы нашое во всех годностях досвежчон, писали, Господу Иисусу вас поручамы. Дан в Риме, року тысеча чтыриста тридцать семого".
(Из Славянской рукописи №12 библиотеки Ватикана).
Патриарх Константинопольский, поставил Исидора на Киевскую Митрополию единственно для того, чтобы Русская Церковь не оставалась надолго без пастыря. Исидор поехал с грамотами на Русь. Вскоре после его отбытия, приехал Иона с грамотой из России. Патриарх раскаялся в том, что уступил просьбам Исидора, и, созвав духовенство на совет, объявил Ионе:
"Сын наимилейший Иона! Благословение на Митрополию Киевскую хитростию и лестию у меня уже выманено: я посвятил и отпустил туда Исидора. Но когда Богу угодно будет, или смертию, или каким другим случаем удалить Исидора от Митрополии, тогда я тебе, избранному от всех Святителю, даю благословение мое воспринять престол Митрополии Русской".
Причастив Иону, Патриарх отпустил его. Между тем Исидор прибыл на место своего назначения. Все дивились неожиданному гостю, никому он не понравился, но, тем не менее, духовные и светские чины приняли его с должным почтением, и он возглавил Русскую Митрополию.
Через четыре месяца своего владычества, Исидор задумал ехать в Италию на Флорентийский Собор. Он знал дату и время Собора, и сказал всем, что поедет оборонять Православие Восточной Церкви. Жители и князья Русской земли, как и некоторые Епископы, некоторые лично, некоторые через письма просили его не ехать на тот Собор, а если уж поедет, то пусть от преданий Апостольских и канонов Отцов Церкви не отступал. Исидор сказал, что обязательно поедет, но будет стоять за Православие стеной. Взяв с собой немалое число священников, он поехал в Феррару. Но уже в дороге обнаружилось его лицемерие. На немецкой границе он приехал в одно место где жило много христиан греческого исповедания. Жители, услышав о приезде Русского Митрополита, вышли ему навстречу с крестами, по своему обычаю. Увидя это, немецкие католики встали также за греками с процессией. И вот, когда православные выдвинулись вперёд к нему с крестом Христовым, а вслед за ними латиняне, он миновал первых, даже не поклонившись кресту, а подошёл к католикам.
Суздальский Епископ Авраамий, "молвил тихо, для своих":"Видно, не пастыря, а волка, овечьей шкурой прикрытого, мы имеем". Католики приняли своего гостя с радостью, угощали и проводили дальше.
Когда Исидор прибыл в Феррару, там уже собрались ранее перечисленные особы, и, хотя проводились какие-то заседания, ничего важного пока не произошло. Когда собрались все, представители Западной Церкви выбрали себе оратора—философа, знатока латинского и греческого языков, "именем Яна Парижанина". Представители же Восточной Церкви выбрали со своей стороны Марка Эфесского—знатока богословия и философии, человека набожного и святого.
И так они стали вести духовные беседы, чтобы вычистить и искоренить все нововведения вкравшиеся в христианскую веру, и всё христианство объединить в единое тело.
Эпидемия чумы в Ферраре была причиной того, что Собор был переведён во Флоренцию. Среди заседающих было немало предметов для спора но главными были следующие:
1). О происхождении Святого Духа и о приписке, сделанной на Западе к Символу Веры: "И от Сына".
2). О опресноках, употребляемых латинянами во время таинства Причащения.
3). О чистилище.
4). О том, кто был причиной разделения церкви.
5). О субботнем посте.
6). О женитьбе священников.
Кроме этих перечисленных вопросов были ещё второстепенных двадцать, но в рукописи они не обсуждаются. Более всего спорили об этих шести, особенно о первом, который был основным вопросом в течение всех прений Собора. Представители Восточной церкви через Марка Эфесского представили на первый вопрос такие доводы:
Во-первых из пророков: свидетельство Исайи, глава 61:
"Дух Господень на мне, его же ради помаза мя благовестити нищим посла мя."
Глава 42, Слова Бога:
"Израиль избранный Мой, дах Дух Мой нан. Тако глаголет Господь Бог...даяй дыхание людем, иже на ней (на земле)и Дух ходящим на ней."
Глава 59:
"Рече Господь: Дух Мой, иже есть в Тебе и глаголы, яже Аз дах в уста Твои, не оскудеют от уст Твоих."
Глава 44:
"Аше глаголет Господь Бог: наложу Дух Мой на семя твое".
Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 16:
"И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам: да будет с вами в век Дух истины."
Стих 26, из той же главы:
"Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, той Вы научит всему".
Глава 15, стих 26:
"Егда же приидет Утешитель, Его же Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне."
Также представителями Восточной Церкви были приведены отрывки из Послания Апостола Иакова, глава 1; Послания Апостола Павла к Евреям, глава 1; Псалом 44; Послания Апостола Павла к Эфесянам, глава 3 стих 5. Сюда же относится помазание Апостола Петра Духом Святым, и Крещение Спасителя Духом Святым, и сошествие на Него Духа в виде голубя.
Возражения апологетов латинской веры были откровенно слабы. Они могли привести только отдельно взятое место из Евангелия от Иоанна, глава 16, стих 14, где Христос говорит: "Он (то есть Дух Истины) Мя прославит, Яко от моего приимет, и возвестит вам." Но православные немедленно возразили на этот довод, прочитав продолжение этого текста: "Вся, елика имать Отец, Моя суть; сего ради рек, яко от моего приимет и возвестит Вам."
Побеждённые в евангельских текстах, латиняне попытались прибегнуть к богословской диалектике. Они предоставили аргумент:
"Если Отец имеет Духа, а Сын не имеет Его, то значит, сущее у Отца не есть у Сына, стало быть Отец и Сын не одно и то же."
Восточные отвечали:
"Все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме родительства. Отец имеет Духа, и Сын Его имеет, но приемлет Его от Отца."
Западные возражали:
"Если Дух от Отца только, а не от Сына, то в лицах Божества выходит неровность: ересь Арианская."
Восточные отвечали:
"Если Дух и от Сына, как и от Отца, то вы принимаете два начала в Божестве: ересь Македонианская."
Западные возражали:
"Но если Отец и Сын едино суть, то в Них едины мощь и воля, и, следовательно, едино исхождение Духа."
Восточные отвечали:
"Но если вы в таком смысле трактуете единство Святой Троицы, то как вы можете отсюда вывести, что и Дух родил Сына?"
Западные поняли, что они побеждены и логическими аргументами, но продолжали разглагольствовать, на что восточные им отвечали кратко:
"Мы стоим на текстах Священного Писания, а не прибегаем к хитростям красноречия."
Поле длительных прений Марк Эфесский привёл, наконец, свидетельство Эфесского Собора, на котором Латинская Церковь вместе с остальными обещала ничего не прибавлять к тексту Символа Веры, и подвергала анафеме того, кто что-либо прибавит. В пылу спора Марк Эфесский воскликнул:
"Да вы же сами себя прокляли, нарушив своё обещание!"
В знак протеста Папа Евгений и все латиняне вышли из церкви. Они просили Императора запретить Марку председательствовать на Соборе. Однако этого запретить было нельзя так как Марк Эфесский представлял голоса двух Патриархов. После взаимных объяснений обратились к Святым Отцам ( Отцы Церкви—священники начала христианства, чей авторитет непререкаем).
Православные привели цитаты из Дионисия Ареопагита, ученика Апостола Павла, который писал, что Отец есть начало Сына и Духа; Афанасия Александрийского—"Сочинения о Вере; Василия Великого сочинение на Ария и Евномия, его же послание к Евномию, и к брату Василию; Григория Богослова к Ирону Философу о пришествии 150 Епископов; Иоанна Златоуста—о Святом Духе; Папы Римского Дамасия к Селуинскому Епископу Павлу, где говорится: "Кто не признает рождения Сына от Отца и исхождения Духа от Отца, проклят есть; Папы Римского Целестина на Третьем Соборе; Иустина Мученика в сочинении о Вере; Григория Чудотворца; Иоанна Дамаскина в сочинениях о Вере, о Святом Духе и о трех Ипостасях Божества; Фиофилакта толкование Евагелия от Иоанна. Все эти Святые Отцы свидетельствовали против нововведений Латинской Церкви.
Латиняне попытались обвинить православных в подделках текстов, но восточные христиане полностью оправдались, и привели свидетельства подделки со стороны западных, а не восточных христиан.
Таким образом, латиняне оказались полностью побеждены по первому догмату, разделяющему две Церкви. Они согласились, что не следует добавлять в Символ Веры "и от Сына."
Что касается хлеба, употребляемого на Евхаристии (Причастии, православные употребляют заквашенные просфоры, а католики пресные), тут каждый остался при своём мнении, о безбрачии или женитьбе священников тоже. О чистилище не было жаркого спора (чистилище у католиков, у православных—воздушные мытарства, демоны устраивают испытания душам умерших)
Касательно раскола церкви вину поделили равно на обе стороны.
Так и был должен кончиться Собор. Если бы это произошло, христианство больше не делилось бы на католиков и православных. Уже написали грамоту о соединении. На следующий день должны были подписать.
Но во Флоренцию прибыл Магистр Родосского Ордена с 2000 человек войска. Ночью он отправился к Папе Евгению и спросил у него, зачем он поддался упорному и гордому греческому народу? Евгений отвечал, что уступил не народу, а доводам текстов священных книг. Магистр напомнил Евгению его предшественников, которые расторгали "общеванье с народом Сирским и надутым Грецким."
Многие Кардиналы и Епископы помогали Магистру в увещеваниях Папы Римского. Они говорили, что можно уговорить Императора обещаниями, Патриарха деньгами, потому что грек "за злато себе очи вылупит", только с Марком Эфесским будет трудно справиться, но против него найдутся тайные средства. В конце концов Евгений позволил Кардиналам и Магистру расторгнуть Флорентийский Собор. Утром православные, не догадываясь о ночном заговоре, идут в храм и дожидаются вечера. Позже они узнали о заговоре, но не хотели верить. Побежали к Императору, но Кардинал Юлиан с двумя Епископами их опередил. Они были подосланы от Папы с подарками и обещаниями.
Константинопольский Патриарх Иосиф также был подкуплен. Марк Эфесский, на котором лежали полномочия двух Патриархов, уехал, предупреждённый западными и своими. Уехали также Софроний Газский и Григорий Иверский. Тогда Папа и Кардиналы приказали хватать и не пускать восточных.
Написали свою Унию, в которой прибавили: "и от Сына", включили опресноки, учение о чистилище, и поставили Папу Римского Наместником Христа через Апостола Петра. Шестьдесят Епископов, и сто пятьдесят Пресвитеров, Синкелов, Протосинкелов и Диаконов прдверглись истязаниям: их морили голодом в темницах, резали, жгли, душили, давили.
Замучены были Митрополиты Амасийский, Силиврийский, Халкидонский, Никомидийский, Филипписийский, Диомерийский, Трапезунтский, Еврипский и другие. Тела их были похоронены тайно, а после за них другие подписались.
Некоторые были вынуждены подписаться под пытками, но, возвратившись к себе, они с плачем сознавались в измене перед своим Патриархом и клиром.
Исидор, Патриарх Киевский, подписался добровольно. Два русских Епископа и сто Пресвитеров не хотели подписывать, из них ушли восемьдесят, за ними послана погоня, многие были пойманы и побиты. Некоторых в Германии укрыла одна набожная женщина, впоследствии они смогли дойти домой.
Патриарх Иосиф, видя такое положение дел, от Унии отступил и не подписывал. Составили подложную подпись. Три монаха задушили его, а подпись как будто была найдена в руках умершего.
Император Иоанн Палеолог вернулся в Константинополь с подарками и обещаниями, но, под натиском турок, в раскаянии закончил свою жизнь. Турецкий Султан Магомет ll в 1452 году захватил Константинополь, а помощи от Папы Римского Николая так и не было.
Папа Евгений, ещё до взятия Константинополя турками, послал на Патриарший престол некоего римлянина Григория, который и занял это место. Но, однако, никто не спешил ему повиноваться. Никентий, знатный грек, сказал ему слова из Евангелия:
"Не входяй дверми во двор овчий, но пролазя инуде, той есть тать и разбойник."
Григория удалили от престола, посадили на корабль и отправили обратно в Рим.
Исидора хотели судить в Москве, он бежал, был пойман в Смоленске, но снова бежал в Рим. Там его сделали Кардиналом, затем он был послан в Константинополь на Патриарший престол, но там его не приняли. При нём-то турки и взяли город. Исидор бежал в Киев. По одним слухам его отравили киевляне, по другим—его "казнодей" Бенедикт, Римский Архидиакон.
А далее зло пошло распространяться по миру. Папа Евгений, Кардиналы и Родосский Магистр, видя, что Флорентийский Собор не привёл ни к каким важным последствиям, и зная, что на Афонской горе и около неё расположено 130 греческих монастырей, которые не дали согласия на Унию, отправили на Афонскую гору войско, состоящую из 26000 человек.
Лавра Святого Афанасия и Амалеинов монастырь поддались насилию. Иверская Лавра не захотела подписывать Унию—монастырь разрушили, а монахов утопили в море. Игумен монастыря Прототия был повешен, монахов посекли мечами. Игумен Ватопетского монастыря скончался той же смертью, иноков мучили, многие разбежались по горам. Зографов монастырь сожгли вместе с монахами, оставшихся в живых, разбежавшихся по горам, ловили и убивали.
Устрашённые монахи Ксиропотамского монастыря согласились подписать Унию, но во время Литургии, как только Диакон помянул Папу Римского, случилось чудо: затряслась земля, и стены монастыря пали, как стены Иерихона.Некоторые устрашённые воины оставили монахов Афона в покое, некоторые из них остались чернецами в монастырях.
Рукопись заканчивается обращением к верным и православным, чтобы они блюли свою веру в чистоте непорочной
На этом, друзья, позвольте раскланяться. До скорой встречи.