Весной 2021 года состоялось традиционное вручение внутритеатральной премии "Признание-2020", и в одной из номинаций ("Лучшая мужская роль второго плана") был награждён Николай Разуменко — Майкл Джеймс Флейерти, кабатчик («Удалой молодец — гордость Запада»). Почему именно эту небольшую роль актёр считает для себя этапной? Какие трудности возникали в работе, и как их удалось преодолеть? Почему на первый взгляд простая работа обернулась мучительными поисками?
— Интересная с этой ролью получилась история... Роль вроде как и "моя" по материалу, содержанию, и на читках я сразу подумал: "Здесь нового для меня ничего нет, всё органично, сыграю, как всегда, на обаянии, нахрапом..." И был спокоен. Но потом, когда мы "встали на ноги", началась разводка мизансцен, диалоги... вдруг режиссёр спектакля, Вячеслав Васильевич Долгачев, говорит мне: "Нет, это всё у тебя уже было. То, что ты показываешь, уже не интересно — сыграно в других ролях. Конечно, можно и так, как ты предлагаешь, но я хочу, чтобы ты шёл на этот раз от обратного. От какой-то мягкости, лёгкости..." Действительно, я всё делал достаточно прямолинейно. Что там особенного, в роли трактирщика? Но режиссёр хотел, чтобы я сделал шаг в сторону от чего-то привычного. Чтобы в #роли была внутренняя органика, свет... чтобы получился у меня добрый человек. Очень-очень добрый, как плюшевый мишка. И я очень долго не мог понять, как работать дальше... Ни присвоить, ни осознать. У других участников спектакля уже всё начинает получаться, а я в простое... И меня это очень беспокоило... ну как же так, не могу я ключик найти к простой роли?!
До этого мне в театре приходилось играть в основном персонажей под свою индивидуальность. Это не плохо, просто понятнее. Если Разуменко — уже ясно заранее, что будет. А тут... несмотря на то, что материал по-прежнему подходящий, но исполнение требовалось другое, иной подход, иное наполнение. Я искал, мучился, по сути, зашёл уже в тупик. Уже дней пять до #премьеры остаётся, а я никак не мог понять, что делать. И мой партнёр, с которым мы в очередь играем Флейерти (Дмитрий Светус), тоже был в недоумении: чего от нас хотят вообще?! Всё делаем, режиссёр кивает — да, можно и так... Но всё-таки ещё не то. Это уже было, ищите новое, нового не вижу.
Помог случай. Объясняя мне задачу, Вячеслав Васильевич упомянул Винни-Пуха. Весёлый, яркий, жизнерадостный, сказочный персонаж, воплощение доброты. Прыгает, бегает, ест мёд... Но это легко сказать, а сыграй-ка такое существо. Но это и оказалось в итоге ключом к роли. Я подумал: "Дай-ка, я мультик посмотрю..." Наш, советский, с озвучкой Евгения Леонова. Сел и начал смотреть мультфильмы. И как будто озарило: а почему мой кабатчик не может вот так же прыгать, бегать, есть и пить? Посмотрел я про мультяшного Винни-Пуха несколько раз, и вдруг понял что-то о лёгкости его существования (Смеётся). Нужно было просто отпустить себя, оставить в покое предлагаемые обстоятельства, и дышать легко — но в этом материале. И я решил попробовать. Премьера вот-вот уже, я пришёл на прогон... а перед ним я ещё раз посмотрел мультфильм, чтобы закрепить впечатление, — и прямо в том же состоянии "вкатился" в свою сцену. Материал позволял быть в ней хозяином положения, плюс ещё песни. И всё пошло по-другому. Режиссёр мне сразу сказал: "Да, вот это то, что нужно!"
До этого спектакля я ничего подобного не играл. Впрыгнул буквально в последний вагон перед премьерой. Видел, что Вячеслав Васильевич приходил на несколько спектаклей, чтобы убедиться — это было не случайное наитие, а именно найденная тональность. И был, судя по всему, удовлетворён — всё получилось!
Честно говоря, я поначалу даже невзлюбил эту #роль. Так она трудно мне далась, не знал, что мне ещё тут сделать, как извернуться... Казалось, вся моя природа уже здесь использована, все резервы уже задействованы. Всё попробовал, все наработки перебрал, все штампы даже; все навыки имеющиеся мобилизовал. Пришлось бороться с собой, брать новую высоту, преодолевать внутренние противоречия. И теперь, когда всё сложилось, я получаю искреннее удовольствие на сцене. Каждый раз уже можно импровизировать внутри роли, играя, выходить на серьёзные, большие вещи. Внутри рисунка — придумывать всё новое и новое... Для меня это стало настоящим событием в актёрской жизни.
Работа в "Удалом молодце..." стала этапной для меня и потому, что я до неё немного по-другому существовал и в других текущих ролях. Я кое-что понял о правилах жанра. Когда нужна лёгкость, воздух, в хорошем смысле безответственное поведение персонажа, что-то на грани сумасшедшинки, но при этом доброжелательность и даже наивность. Ну как можно запросто впустить в дом убийцу? А мы впускаем, оправдывая себя тем, что пора вот-вот бежать на похороны... ну, смешно же, безумие! Но это безумие — закон жанра. И если его делать так, как раньше — то станет скучно, узко, быстро надоест. У меня две сцены с трактирщиком, и обе длинные, особенно первая. Оставь я всё так, как предлагал изначально, это было бы обыденно, тяжеловато даже для зрителя. В музыкальном спектакле #зритель не должен уставать. А теперь, находясь на сцене с партнёрами, я понимаю, что им тоже интересно. Они подхватывают, включаются в игру... мы перед каждым спектаклем проговариваем с молодыми артистами все ключевые моменты сцены, готовимся. И получается, что не только я один, а все мы вместе катим это колесо — лёгкости, бесшабашности, веселья. Они мне помогают, я им помогаю, и это здорово! Но нужно было к этому прийти...
Отдельно хочу поблагодарить художника спектакля — Маргариту Викторовну Демьянову. Она создала настолько "родное" пространство, что кабачок стал для нас настоящим домом! Конечно, это игровая площадка, но вместе с тем — солома на полу, вода, дерево... всё в сценографии невероятно помогает артисту, настраивает на нужный лад, создаёт домашнюю и тёплую атмосферу.
Я вовсе не хочу сказать, что уже всё сыграно, и пришло к результату. Разумеется, это только начало пути. И моё такое позднее "впрыгивание" в последний вагон, это лишь первый шаг... развивать, совершенствовать роль можно ещё очень долго. Более того, как я уже сказал, я пересмотрел немного и другие свои роли, благодаря этому "прорыву"... Например, в "Чехов. Проекте" у меня под большим актёрским вопросом была роль Епиходова. Мы долго репетировали, спектакль уже в прокате, а у меня всё равно оставались сомнения... я внутри себя чувствовал не очень уверенно и не особенно комфортно. И работа над ролью Майкла Джеймса Флейерти помогла мне! Конечно, не нужно тащить Майкла в Епиходова, там совсем всё другое. Но то внутреннее приспособление, которое сработало там, помогло мне и в чеховской пьесе. Я вдруг ощутил, что сейчас уже могу играть Епиходова чуть-чуть по-другому. И это отметили: Вячеслав Васильевич сказал, что "Удалой молодец..." стал для меня трамплином к новому творческому этапу.