«Я знаю, что ничего не знаю» — автору этого изречения посвящен третий текст проекта «Удаленное образование». Из текста вы узнаете, как в споре не только разбить аргументы собеседника, но и добиться того, что он с вами согласится.
Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».
Сократ (470/469–399 до н. э.) крупнейший представитель философии софистов. Они были известны тем, что применяли в спорах разного рода интеллектуальные и словесные уловки. Главным дидактическим достижением Сократа можно назвать «майевтику», или «повивальное искусство» — диалектический спор, подводящий к истине с помощью продуманных и задаваемых наставником вопросов.
Вопросы в сократическом диалоге подобраны так, чтобы способствовать работе мышления и концентрации внимания. Они помогают говорящему адекватно оценивать дискуссию и свою роль в ней. Вопросы заменяют утверждения. Благодаря ним собеседник сам приходит к пониманию вещей.
Следуя технике Сократа можно эффективно парировать обвинения и упреки, а также противодействовать любому психологическому давлению. Сократический диалог состоит из трех этапов:
● Согласие — нужно найти и выделить в потоке чужих слов то, что соответствует и вашему мнению, и согласиться с этим.
● Сомнение — в любой, даже самой жесткой позиции есть слабые места. Найдите их и выразите сомнение в их правильности.
● Аргументация — обоснуйте и отстаивайте свою позицию, аргументируя то, что хотели высказать изначально.
Суть педагогических суждений Сократа в том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек изначально обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине.
Сократ – один из основоположников учения о «доброй природе человека». Придавая особое значение природной предрасположенности, он видел наиболее верный путь проявления способностей в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».
Сократический вопрос
Письменных работ Сократа не сохранилось. О его тезисах и образе мыслей мы знаем по работам современников: комедиографа Аристофана, писателя Ксенофонта и философа Платона. А также из записей его учеников.
Но даже эти источники, описывающие жизнь Сократа, противоречивы. По ним сложно понять, каким человеком был Сократ. В пьесе «Облака» он изображен как отрицательный персонаж. В ней Аристофан обвинил Сократа в том, что его образ мыслей и суждения, а также система образования развращающе действуют на молодое поколение. В «Воспоминаниях» Ксенофонт встает на защиту Сократа, менее эмоционально описывая его размышления об устройстве мира и человека. Проблема «поиска настоящего Сократа» получила в науке название «сократического вопроса».
Философ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликеи — гимназии в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании учеников. «Я знаю только то, что я ничего не знаю», — этим тезисом должны были руководствоваться и ученик и наставник в поисках истины.
Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими», — говорит Алкивиад у Платона в одноименном произведении.
Учительская деятельность Сократу была дороже жизни. Он считал, что, будучи верным гражданином Афин, его долг – определить недостатки в образе жизни города, даже если это ставит под сомнение убеждения, которые считались истинными в течение многих столетий.
После бесед с Сократом многие известные мудрецы Афин потерпели публичное унижение. Интеллигенция обвинила его в неправильных поступках и нечестии. И ему пришлось предстать перед судом. Несмотря на все его красноречие, Сократа признали виновным. Философ, твердо веривший в праведность своих действий, отказался от возможности заплатить деньги и избежать казни. И сам выпил яд.