Кто помнит 90-е годы в живую, тот видел становление нового для российского телевидения явления - телешоу! Да что и говорить, всё российское было новым, ведь пока мы резвились во дворе и познавали устройство природы, взаимоотношений и прочие элементы раннего этапа жизни, наши родители наблюдали фактическое рождение новой страны на почве богатейшей истории, но уже со своими особенностями, вызванными влиянием времени, и приспосабливались к ним кто как мог. Так вот, и для взрослых, и для нас тогдашних детей, на фоне всего безумия, которого, к счастью, вторая половина не понимала, некой отрадой и развлечением были многочисленные (не настолько как сегодня, конечно, но всё же) телевизионные передачи! Большинство из них были по франшизе западных студий, другие же просто "вдохновились примером" такого-то шоу и запустили российский аналог по образу и подобию, но культурно посылая на три советских буквы зарубежные студии, желавшие поиметь за идею денежку=)
Сегодня я хочу вспомнить те передачи, которые собирали перед экранами всю семью, независимо от возраста. Благо, что таких было предостаточно! Вспоминаю с теплотой время, когда мы все вместе устраивались кому как удобно перед телевизором, смотрели и бурно участвовали в телевикторинах, сопереживали участникам первых так-шоу или же узнавали для себя новые аспекты из жизни животных)) Правда, мне устраиваться удобно было иной раз незачем, поскольку младший в семье исполнял роль пульта от телевизора и носился во время рекламы по первому командному голосовому сигналу до телека в разведовательно-контентных целях. Удивительно, но иногда даже отвлекаясь от своих дел из другой комнаты) Попробуйте сейчас так ребёнка выдрессировать))
Чтобы не растягивать статью безмерно долго, разделю весь достойный ТВ-контент тех лет на части примерно по 12-14 пунктов в каждой (часть вторая по ссылке). А теперь, собственно, к передачам:
1. "Поле Чудес".
Вот поистине бессмертная передача! Автором российского варианта американской версии "Wheel of Fortune" стал Влад Листьев, чей вклад в развитие нашего телевидения и журналистики просто невозможно переоценить! Он же был и первым ведущим, выпуски с которым помню сам лично, затем на смену ему пришёл уже не менявшийся с 1992-го года и по сей день! Вечер пятницы "Первого канала", а ранее "ОРТ" давно уже зарезервирован под это "капитал-шоу".
Чтобы попасть на шоу, раньше нужно было прислать оригинальный кроссворд, составленный самостоятельно. Сейчас всё, вроде бы, произаичнее - заполнить анкету участника. За долгие годы существования "Поле Чудес" правила неоднократно претерпевали изменения в нюансах и различных бонусах, но суть неизменна, как её ведущий и подарки в студию, - три тройки игроков вращают барабан по очереди, набирают очки и бонусы (или обнуляются сектором "банкрот", хоть обнуление сегодня уже с другим ассоциируется), отгадывают буквы в слове, которое предстоит угадать, чтобы пройти в финал. Вопросы, как правило, такие, что хрен угадаешь, типа как "Как в Удмуртии 3 века назад называли рукоять сковороды?")) Потом победители своих троек участвовали в полуфинале по тому же принципу и победитель выходил в суперигру, где мог выиграть суперпризы, типа современной техники или даже Ааааавтомобииииль!! Ну, или же уйти с пустыми руками. И всякие там фишечки разных лет, не знаю насколько актуальные сегодня: Две шкатулки; Чёрный ящик и т.д.. То, что я видел в этом капитал-шоу в современности напоминает выступление ансамблей самодеятельности.
2. "Любовь с первого взгляда".
Ведущие: Борис Крюк и Алла Волкова. Сейчас смешно смотреть на наряды и ведущих и участников - молодых модников и красавиц ранних 90х)) Девушки, надевшие всё лучшее сразу и Валерчики-кавалерчики в цветастых рубашках)
Это шоу, основанное на попытке соединить сердца, ищущие друг друга)) т.е. приходили девушки и молодые люди, по трое с каждой стороны. Далее им в первом раунде предстояло рассказать о себе, отвечая на каверзные вопросы ведущих, затем, сформировав определённое представление об участниках выбрать себе понравившегося партнёра и при взаимности образовавшаяся пара отправлялась в ресторан или куда-то погулять - хз. После чего во втором раунде они отвечали уже на вопросы друг о друге, получая бонусные попытки выстрелов в электронный экран с помощью джойстиков в надежде попасть в сектора с сердечками, за что им начислялись призы и, как максимум, романтическое путешествие. Но можно было и угодить в какой-то негативный сектор и всё потерять. После промахов бывало заметно в глазах участников как зарождающаяся любовь превращается в желание убить эту суку))) Вообще, помимо эмоционально-психологического подтекста формирования парочек, меня привлекала напичканность электроникой в этом шоу - всё экраны, виртуальные стрелы, джойстики, звуки)
3. "Устами младенца".
Прикольная и милая передача, выходившая по субботним утрам на канале РТР, а ведущим был Александр Гуревич. Суть программы заключалась в том, что участники, разделённые на две поочерёдно отвечающие команды, пытались отгадать объясняемое детишками детсадовского возраста слово. Получалось очень забавно, поскольку дети очень интересно интерпретируют и объясняют слова, которые ещё и понимают по-своему) Существовало несколько конкурсов и назывались они следующим образом: "Загадалки", "Рассуждалки", "Объяснялки", "Обгонялки. Впрочем, все они сводились всё к тем же толкованиям различных слов малышами. Облачка с фразой "ОЙ!", закрывающие рот детям при произнесении загаданного слова или же однокоренного ему, хорошо врезались мне в память) За все результативные действия командам начислялись очки, набрав 200 которых игра заканчивалась и победитель забирал суперприз - что-то уровня телевизора или стиральной машины. Победитель по очкам, но не пересекший рубеж в 200, получал какую-то мелкую бытовую технику.
У кого есть ребёнок возраста в диапазоне 3-6 лет имеют счастье играть в эту игру каждый день, не выходя из дома)
4. "Угадай мелодию".
Культовое музыкальное шоу Валдиса Пельша, в котором звучали мелодии известных и не очень песен, которые нужно было угадывать троим игрокам (иногда это были известные люди, как правило, по праздникам). Сперва выбирая категорию песен, что являлось своего рода подсказкой, направляющей на конкретную тематику, затем вести борьбу в аукционе, соревнуясь кто со скольки нот угадает композицию, и в финале за 30с (если мне не изменяет память) предстояло угадать 7 музыкальных композиций. Интересное шоу, для меня точно в топе!)
5. "L-Club" ("L-Клуб").
Чтобы помнить правила этой игры нужно быть Ярмольником. И то я не уверен, что он бы сейчас вспомнил) Самое основное, что могу рассказать об этом шоу - это то, что изначально в студии задавалось 3 вопросах, ответившие на которые становились участниками; они открывали таблички с надписью "L-Club", за которыми были изображены карточные изображения; там нужно было что-то кушать против воли, если как-то накосячил в игре; шоу было дико интересным! Всё.
6. Дог-шоу "Я и моя собака".
О, как же часто там тупили собаки!)) Мне эти моменты нравились даже больше, чем, когда питомцы проявляли ум и дисциплину. Хотя, безусловно, респекта больше последним!
Дог-шоу вёл Михаил Ширвиндт и, думаю, что для этого требовалась хорошая выдержка, ведь собачки иной раз вытворяли такие вещи, за которые людям бы серьёзно предъявили) По правилам игры хозяевам со своими четвероногими друзьями нужно было продемонстрировать "Домашнее задание", заходя со своих козырей; ответить на "Собачьи вопросы", связанные с собаками; преодолеть "Необыкновенный кросс" в виде полосы препятствий, где в случае, если не справляется пёсик, задание выполняет его хозяин. Затем известные члены жюри (как правило, по совместительству владельцы собак) выставляют оценки и выносят вердикт кто стал победителем. В награду чемпионы, усаживавшиеся в супер-кресло, получали приличный запас корма от Педигри))
7. "Счастливый случай".
Первая на российском ТВ телевикторина по мотивам американского шоу "Гонка за лидером". На протяжении всей истории этой передачи её ведущим был Михаил Марфин (почему-то всегда хотелось приставить ему к фамилии "Мак" на шотландский лад - МакМарфин). Начиналась она со скачущей на чёрном фоне белой лошади, отбрасывающей подкову под запоминающуюся залихвацкую музыку)
В студии, оформленной под ночное небо (я видел это так) собирались две семейные команды по 4 человека в каждой и отвечали на разные вопросы с целью набрать как можно больше вопросов. Вообще, как водится у шоу-долгожителей (11 лет существовал "Счастливый случай"), правила менялись не один раз, поэтому вкратце опишу те, что помню - было 5 геймов с названиями, которые у большинства из нас отложились в памяти : "Дальше...Дальше" - за 2 минуты нужно было ответить на как можно большее количество вопросов; "Заморочки из бочки" - вопросы предоставлялись в соответствии с вытянутым бочонком; "Ты мне, я - тебе" - соперники по очереди задавали вопросы друг другу; "Тёмная лошадка" - вопросы от специально приглашённого гостя, касающиеся его профдеятельности; "Гонка за лидером" - опять ответы на вопросы, но задавались отстающей команде. В качестве призов, как водилось, техника)
8. "МузОбоз".
Программа Ивана Демидова, ставшая первой в своём роде, повествующая о новостях шоу-бизнеса, о популярных и новых группах и их хитах, как российских, так и зарубежных. Само название представляло собой сокращение от "Музыкального Обозрения" полностью ему соответствовало. Для зрителей просмотр "Обоза" был не только возможностью получше познакомиться с кумирами, но и посмотреть клипы, что было довольно ново для той эпохи) А для некоторых групп и исполнителей телепрограмма Демидова стала отличной площадкой для старта на пути к успеху!
9. "Городок".
Шедевральная юмористическая авторская передача Ильи Олейникова и Юрий Стоянова, где они писали сценарии для миниатюр и коротких видеозарисовок и сами же их исполняли. В каком бы возрасте её ни смотрел - всегда было смешно) Существовало множество рубрик, где показывались комические жизненные ситуации; обыгрывались на смешной лад сказки; выдумывались какие-то забавные особенности Жизни Замечательных Людей; пронизывающие юмором ужасы "Городка" показали обратную сторону кошмариков; истории про Модеста особенно радовали)) Кстати, именно он стал первоисточником мема "ДРАТУТИ!") и ещё множество рубрик не упомянул. Хочу отметить острую социальную направленность и злободневность шуток, отчего дуэт Стоянова и Олейникова быстро обрёл популярность и глубокие симпатии населения нашей многомиллионной страны. Сами авторы её и называли в самом начале довольно точным определением - "русской народной передачей". Особняком стояли "Приколы Городка" - то Стоянов, облачившись в бомжа, подселялся к "коллеге по амплуа", то Валуев красил витрины магазина при владельце, то в рюмочной устраивали показательный интеллектуальный день с шахматами...)) умора да и только) К сожалению, в 2012м году Илья Олейников ушёл из жизни, оставив только половину от "населения Городка", и передача была закрыта.
10. "Джентльмен-Шоу".
Тоже довольно неплохая юмористическая передача, схожая по содержанию с "Городком", но с явным уклоном в сторону одесского юмора. И это не удивительно, ведь её основоположникам стали участники команды КВН "Клуб одесских джентльменов". Эта телепердача тоже содержала в себе множество рубрик и полюбившихся народу персонажей (мне более всех импонировали Семён Маркович и алкаш Петрович), а фраза "one moment, please", которую я воспринимал как "уамамамбэйс", плотно вошла в лексикон обывателей. Сами ведущие выглядели под стать названию - одетые в смокинги в элегантно намотанными вокруг шеи белыми шарфами и с трубками в руках.
11. "Гладиаторы".
"Гладиаторы" или "Шоу Гладиаторов" у многих россиян были любимейшим шоу, поскольку это была международная телепердача с соревновательной составляющей и сильным российским представительством! Именно благодаря ей у меня в дальнейшем появился интерес к рестлингу. По правилам игры физически развитым участникам было необходимо преодолевать полосы препятствий и состязаться в силе, ловкости и скорости в различных противоборствах. Нашу страну представляли 4 участника: Владимир "Динамит" Турчинский, Сергей "Спартак" Рубан, Юлия "Рысь" Стефанович, Юлия "Астра" Тарасенко. К сожалению, мужской половины, представлявшей наш флаг уже нет в живых из-за инфаркта. Но мы помним их классные выступления и триумфальные победы!
12. "Брейн-ринг".
Интеллектуальная викторина, очень похожая на "Что?Где?Когда?", только с двумя столами участников по 6 человек. И опять все вопросы по части таких шоу взялина себя Ворошилов, Крюк и Козлов) Борис Бурда, Александр Друзь и прочие знакмые нам фамилии появлялись в этой передаче легко, как по абонементу) Итак, две команды умных людей соревновались в объёме знаний на различные темы, отвечая на вопросы ведущего. На обдумывание ответов давалась изначально 1 минута, затем время на обсуждения сократилось до 20 секунд. Ну, и кто быстрее отвечал - тот и молодец, а, ежели никто не справлялся с вопросом, то сатвка увелиливалась с 1 до 2 очков на следующий вопрос. "Золотой Брейн" - высшая награда, подобно "Хрустальной Сове". Примечательно, что было множество судов на почве авторских прав касательно этой передачи, что и сатло причиной её кончины.
13. "Оба-На!" ("Угол-шоу!")
Очередная юмористическая программа во главе с Игорем Угольниковым. Изначально в состав передачи входили Кортнев, Фоменко, Гинзбург, Пельш и другие. По итогу все как-то быстренько посливались и Угольников остался одним-единственным участником и актёром. Популярность это шоу обрело благодаря принятой ведущими концепции об отсутствии запретных тем для шуток, т.е. высмеивалась ситуация в стране, работа госаппарата, в том числе ГосДумы, и другие темы, на которые, как все привыкли, шутить было нельзя. Оттого и довольно быстро встала пердача на контроль, хоть и задушить её в общем-то не получилось. Причиной прекращения её существования стало "выгорание" Угольникова, правда только в рамках этого тв-шоу, а в целом для его карьеры это стало только мощным стартом.
14. "Колесо истории".
А вот это очень достойная передача! Да, смущали вёрсты, да недостаток знаний по истории напрочь убирал для меня и ровесников соревновательный момент в этом телешоу, но всё равно было интересно и, что важно, познавательно! Игроки-участники катились на каретах, останавливались около фонариков, от цвета которых зависело количество начисляемых бонусов (они и назывались вёрстами), а самое интересное - актёрами разыгрывалось какое-то важное историческое действие, которое нужно было угадывать! Это было здорово, а для тех, кто чуть постарше лет 12 - так вообще развлекательный клад со знаниями)
На этой ноте говорю Вам "До скорых встреч" на канале Shang-Tsung Года, где в скором времени появится и вторая часть, посвященная развлекательным программам 90-х, а также обозрение исключительно детских телешоу и в отдельности взрослых тв-передач, которые лишали нас, детей, времени перед любимыми мультиками) Ваш лайк для меня дороже рейтингов упомянутых выше программ, подписка на канал - вообще святое дело, комментарии - радость от того, что мы можем с Вами общаться и что моя работа нашла отклик в Ваших сердцах! Добра, мира и хорошего самочувствия всем!!