Найти тему

A-Ha. Северные и такие тёплые

Здравствуйте.

Сегодня не будем слушать легендарную Take on me, великолепно перепетую Crying in the Rain или любимую большинством Summer Moved On. Кто слышал их меньше 100 раз, поднимите руку, вместе поржём над классной шуткой. На этот раз давайте вспомним, в каких джинсах мы слушали A-Ha в 1988-м, кого не удалось поцеловать под их песню на дискотеке в 1990-м или как изменились для нас цвета радуги, когда три человека перевернули представление о популярной музыке в 1993-м. В эти годы выходили их альбомы, и с каждым что-то где-то глубоко связано. Иногда даже стесняюсь вспоминать - или стыдно, или несолидно, или странно такое за собой замечать. У меня найдётся что вспомнить на пять таких статей. Или больше. Сегодня даже не успею рассказать о двух концертах, на которых побывал. Сколько же было и ещё будет в нашей жизни этих трёх норвежцев...

Как у Евгения Гришковца: "лётчики и моряки никогда не врут". Я, к сожалению, не отношусь ни к первым, ни ко вторым, меня здесь не стояло, но обманывать читателя, коль уж сказал А, негоже. Значит, про джинсы. Была у нас соседка, Алла, двери на одной площадке. Старшая сестра Коли, с которым мы часто общались в детстве. Страшная, ну просто не знаю как передать. Зато фигура хорошая и дядя моряк. Вот и привозил он ей периодически какие-то шмотки "оттуда". Однажды были доставлены джинсы итальянской фирмы Ledex, впоследствии оказавшиеся индийскими. Не подошли они ей. Пришли к соседям - дескать, как вашему мальцу, впору будут? Конечно впору. Она меня на 6 лет старше, в теле и длиной метр восемьдесят. А я шкет, во время ветра на улицу выходить запрещено. Но моя мама меня любила, посоветовавшись с папой, купили таки. Ушили на три размера, сделали покороче (из обрезков можно было ещё пару сбацать), и вот я стал крут. Одна только лисичка чего стоила на заднем кармане. Так и хотелось ходить задом наперёд, чтобы все её видели. Спадали, правда, регулярно, но я был таки моден. Вот они, мои дорогие, представлены во всей красе на фото.

-2

И как раз тогда я услышал альбом Stay On These Roads, мне было 15, я - под впечатлением готов был даже отдать джинсы этому северному певцу, лишь бы у меня были прямые поставки всех его песен. Особенно полюбил вот эту, самую длинную, и как мне до сих пор кажется, самую музыкально крутую. Инструментальная часть в последние две минуты - ааах! А бас там в конце, я вам скажу... Просто и невозможно.

Продолжал слушать трио. Нашёл два первых альбома. Тогда особо не понравились, был ещё щегол, не разбирался. А через два года поехали мы на соревнования в ближайший большой город, и на автовокзале перед отъездом домой я услышал с кассетного лотка Crying in the Rain. Был уже больным музыкой, и как мне чудилось, очень глубоко её понимающим и разбирающимся в ней. Ну как вам объяснить мой уровень понимания на тот момент... для меня вокалы Криса Ри, Марка Нопфлера (Dire Straits) и Джона Гулдберга из Laid Back не отличались. И вот, я такой весь музыкальный, подруливаю к продавцу и вальяжно спрашиваю: "Что, у Криса де Бурга новый альбом вышел?". Он смотрит на дикого деревенского вепря и говорит: "Это A-Ha, мой мальчик. Лучше отойди, не отпугивай клиента. Но если ты очень попросишь, я продам тебе кассету, хотя, наверное, зря. Тебе что эти ребята, что любые другие - всё одно". Я был расстроен, но кассету купил. Стал королём у себя дома.

Великолепный альбом, местами тягучие мелодии, и, естественно, очень красивые и непривычные для A-Ha по аранжировке. Уже позже, научившись толком играть на гитаре (около шести аккордов знал), я каким-то непостижимым образом смог подобрать вот эту, следующую песню, даже пел её. И, когда меня просили - давай АХУ, я давал: Вокин бай стрэйнджер, стрэйнджер зэ ми... И текст на бумажке: английские слова русскими буквами, как полагается.

...А про поцелуй я всё-таки соврал, тогда ещё ни с кем не целовался и даже не пытался, боясь получить по мордасам. Простите меня, хотелось привлечь побольше читателей.

Далее был перерыв, три года тишины, и выходит Memorial Beach. Я, помимо другой рок- и поп-музыки, тогда активно слушал Billy Idol`а (в том же, 1993-м вышел Cyberpunk, в очередной раз открутив мою башню и отбросив метров на 100, после чего я долго её искал, потом расскажу, в какой песочнице откопал). А A-Ha... Ну что... Думаю, что для меня этот альбом стал любимым навсегда, как и для моего друга Володи, который очень их любит от первой до последней ноты. Здесь такая фанковая гитара и такие местами жёсткие рифы, что назвать это попсом язык не поворачивается. В общем, кайф полного цикла. Что касается конкретно Cold as Stone, то это грандиозно (по моему скромному мнению). 50-секундное вступление, потом о себе заявляет главная тема песни посредством ударных (напоминают начало песни "Ja Tebia Liubliu" Челентано). На 5:30 от начала Мортен Харкет объявляет в последний раз название песни, далее инструментальная часть - и гитары, и маракасы, и бас, и "жмурки-пряталки, и приятелей целый мешок". Финал - слушать до конца! - аккорд, который ставит точку и такой росчерк: а теперь, ребята, великие таланты, певцы и музыканты, акробаты и шуты, попробуйте-ка что-нибудь похожее изобразить, если фантазии хватит.

Теперь расскажу ещё о двух песнях, которые очень люблю. Сначала - чудный альбом 1986 года, Scoundrel Days. Тревожная заглавная, героическая I've Been Losing You, романтически-дождливо-гуляльная October, охотничье-загонная Cry Wolf. Все - отличные. Но Manhattan Skyline какая-то особенная. С первых аккордов думаешь, что попал в средневековье и танцуешь менуэт с красавицей, носящей причёску высотой с метр и такой же толщины слой пудры. Но на 55-й секунде эта герла срывает свой парик, оказываясь лысой, через всё лицо проступает безобразный шрам, она мерзко оскаливается и вскидывает пулемёт, фигача во все стороны. А через 40 секунд опускает руки, роняет оружие, плачет, падает на пол и превращается в маленькую девочку, которая потеряла маму. И так два раза, пока песня не кончится. ХАХАХА, во бред! Санитаров и рубашку с длинными рукавами в студию!

Переведу дух, бабушку через улицу, деньги ребёнку на карту и продолжу. Точнее закончу. Очень люблю эту песню, которой хочу попрощаться. Ей больше 10 лет, но её можно явно считать поздним творчеством наших любимых скандинавов. Примерно так. Гигантский вулкан выпускает в небо огонь и дым, предрекая беду; река размывает дамбу, обрушиваясь на посёлок в низине; бешеный ветер срывает злобу на беззащитных деревьях, с треском падающих на дома; аномальный мороз превращает людей в жидких терминаторов, застывших как будто под воздействием жидкого азота. Но солнце всходит, всё освещено и освящено им. Тепло. Ласково. Любовь. Поживём. Если не будем обижать природу-мать и друг друга. До встречи.