Как и обещал - сочинил статью для самых любознательных пассажиров. Предположим, вы собрались лететь из точки А в точку В, на самолете "самой лучшей авиакомпании". Что вам нужно знать?
1. Начнем с самого начала - смотрим в билете номер рейса. Предположим, летим мы из Москвы в Челябинск рейсом ХХ 1145.
2. Выясняем, это регулярный или чартерный рейс. Выяснить это просто - если вы покупали билеты сами, а не через туркомпанию, если этот рейс в расписании стоит и на другие даты (летнего или зимнего сезона, проверяем на сайте АК) - 99%, что рейс этот - регулярный. Чем плох чартер? В первую очередь неудобным временем и вероятностью задержки. В плотное расписание аэропорта воткнуть лишний рейс не всегда просто, соответственно, втыкают его тогда, когда вылетов поменьше. Но, если вдруг аэропорт не будет справляться с обслуживанием ВС, то, можете быть уверены - все силы будут брошены на регулярные рейсы. В нашем случае рейс ХХ 1145 самый обычный регулярный.
3. Флот. Продолжаем копаться на сайте авиакомпании и смотрим размер ее флота - если флот минимальный, да еще и специализация именно на чартерах - перенос времени вылета на попозже "в связи с поздним прибытием ВС" вам почти гарантирован. В нашем случае: Парк воздушных судов ХХ Airlines — один из самых современных на российском рынке авиаперевозок. Все рейсы выполняются на самолетах ведущих мировых производителей: Airbus (61 лайнер), Boeing (23 лайнера) и Embraer (17 лайнеров). Всего в нашем парке 101 воздушное судно. То есть самолетов вполне достаточно и вполне можно рассчитывать на резервный борт, в случае каких-либо проблем.
3. Базовый аэропорт авиакомпании. Этот момент связан с предыдущим. Подумайте сами - насколько быстро авиакомпания (даже с огромным флотом) сможет предоставить резервный борт, в случае неисправности запланированного в базовом аэропорту и в аэропорту за несколько тысяч километров от базового... Кстати, я в такую ситуацию попадал в качестве пассажира - вот самолет прилетел, должны были объявить посадку, но... Технические проблемы и 6-часовое ожидание резервного борта (кстати, АК - молодцы, даже обеспечили пассажиров горячим питанием без напоминаний). В нашем случае вылет из базового аэропорта - Домодедово.
4. Погода. Тут все просто, смотрим погоду в аэропортах вылета и назначения. Только не на сайтах типа гисметео, а... Лететь нам из Москвы (Домодедово) в Челябинск. Гуглим ICAO-code аэропортов Домодедово (UUDD) и Баландино (USCC). А теперь вбиваем в поисковую строку "USCC METAR TAF" - получим именно ту погоду, которой будет пользоваться и ваш экипаж, правда, вот в таком вот виде:
USCC 140530Z 21003MPS 180V250 7000 NSC 28/07 Q1026 R27/000060 NOSIG RMK QFE749
Как видно - в момент написания статьи погода в Баландино просто отличная.
А прогноз вот такой:
USCC 140500Z 1406/1506 26003G08MPS 9999 NSC
То есть хуже не станет точно! А если вы не воспринимаете этот код, ничего страшного - на многих сайтах есть и расшифровки. Кстати, METAR - это фактическая погода, а TAF - краткосрочный прогноз. На данном этапе нас интересуют группы знаков выделенные жирным - это направление и сила ветра.
Аналогично и по Домодедово:
UUDD 041930Z 29002MPS 260V320 CAVOK 14/12 Q1017 R88/CLRD60 NOSIG
5. Теперь, зная коды аэропортов вылета и прибытия, снова лезем в поиск, но запрос будет таким: "UUDD USCC". И получаем маршрут нашего полета. Да, он будет достаточно условным (тем более, что всегда возможны изменения прямо в ходе полета), но тем не менее, основные моменты нам будут понятны.
6. Осталось найти схемы вылета и прилета. Это также несложно. Забиваем "UUDD Jeppesen" и "USCC Jeppesen" - это собственно и есть схемы аэропортов. Для Домодедово нас будут интересовать SID - схемы вылета. Мы уже знаем направление ветра (29002MPS - 290 градусов, 02 метра в секунду) и можем предположить, что взлетать мы будем против ветра, то есть с курсом 140. В данном случае ветер слабенький, но все же... Находим нужную нам страницу...
...и понимаем, что после взлета мы начнем набирать высоту правыми разворотами. Как понять, что это та самая страница? Да просто смотрим на маршрут из прошлого шага и соотносим направление предстоящего полета с направлением выхода...
7. То же самое смотрим и для аэропорта назначения, вот только теперь нам нужны схемы STAR. Здесь все то же самое, зная направление ветра (26003G08MPS - 260 градусов) мы понимаем, что заходить мы будем на полосу 090:
8. Ну что же - самое время регистрироваться на рейс и выбирать себе место! В этот момент АК уже точно определится с типом ВС и тут важно не прогадать - не забывайте, что на Boeing 737 по левому борту (места А) отсутствует несколько иллюминаторов. Хотя в нашем случае - вылет из Домодедово правыми разворотами - есть смысл задуматься. С одной стороны, сидя по правому борту можно рассмотреть аэропорт. А с другой, сидя по левому борту - Москву. К тому же, солнце на эшелоне (смотрим время вылета и направление полета!) будет светить именно в правый борт.
9. Ну и последнее - смотрим номер борта. Его не всегда можно узнать заранее, но, в крайнем случае, можно спросить об этом бортпроводников. Возьмем для примера... эээ... VQ-BRI. Вбиваем его в поиск и... можно успокоиться и успокоить соседей! Иномарка-трехлетка! То есть новенький самолет.
Приятного полета!