Это, наверное, закономерность, то, что современные дети не знают множества игр нашего детства, но мне их, если честно, искренне жаль.
Уже писал — на прошлых длинных выходных побывали за городом, и в очередной раз заметил — дети, собираясь в компанию, не знают, чем заняться. Даже младшеклассники, которым прямо природа велела бегать, прыгать, скакать, какими-то неприкаянными тенями, пусть и группками, шляются по округе. Или сидят, уткнувшись в смартфоны-планшеты.
Замечают это все. В этот раз у взрослых аж совести взыграла, отправились массовиками-затейниками, мотивировать детей поиграть и выяснили…
Множество игр, которые нам казались совершенно обыденными, детям в возрасте 6-9 лет совершенно незнакомы.
Помните, «море волнуется раз, море волнуется два…»? Вроде как простейшее занятие, — надо замереть, изображая какую-либо фигуру, а, когда ведущий ее «оживляет», то изобразить жестами то, что поможет эту фигуру опознать и назвать. Чью пантомиму не расшифровали — тот становится ведущим.
Дети выслушали правила с недоумением, а в глазах читался вопрос:
— А что, так можно было?
Следующие часа два с улицы доносилось скандирование считалки «морская фигура на месте замри», визги, вопли и смех.
Еще одна игра, от которой пришли восторг все малявки округи, — банальная «вышибала». Когда один игрок пытается «выбить» мячом кого-то из шеренги.
Тут нюанс один: когда рассказывали детям правила, вся компания смотрела большими грустными глазами и потом чуть ли не в один голос сообщили детки: если испачкаются — родители будут их ругать, а если мячом в кого-то попадут, то это может быть опасно!
Правда, через пятнадцать минут им на эти проблемы стало наплевать…
И как «цепи рвать» они тоже не знали!
А ведь что может быть проще — несколько ребятишек берутся за руки, а другие по очереди пытаются эту «цепь» разорвать, наскакивая с разбегу. Кто не смог — тот в цепь становится. Кто смог — молодец, победитель!
Когда к обеду за одной из девочек пришла мать, то она долго смотрела, как дети носятся. А потом сказала:
— Мы ведь тоже в это играли! И как могла забыть?
ЗЫ. На следующий день ее дочка принесла в компанию резинку. Обычную тонкую резинку. Помните, отрезали кусок, связывали концы, а потом двое вставали, ногами держа эту резинку на разной высоте, а еще кто-то — через нее прыгал?
Резиночки были настоящим бедствием — еще во времена моей начальной школы, на переменах коридоры дрожали от прыжков — все девчонки скакали, как дикие козы. Первая высота — у щиколоток, вторая — у колена, третья — в районе талии, вроде, четвертая — в районе груди.
Да и во дворах в резиночки прыгали. Даже в одиночку — там их на деревья повязывали.
Потом резиночки как-то вот…исчезли. Но не потому, что детям прыгать неинтересно. Просто дети о такой игре не знали. И, знаете, хватило всего одной резинки, чтобы в дачном поселке среди городских детей двадцать первого века, вечно уткнувшихся в смартфоны и игровые приставки, началась повальная «резиночная» эпидемия.
Может, все-таки, стоит их учить играм нашего детства? Ну, не учить, а рассказывать о них? Оно, конечно, понятно — мячом могут попасть, опасно (и как мы после такого выживали, то, а?), но ведь детям — весело, да и движение — жизнь.