Как будет развиваться система образования в сфере IT, появится ли переизбыток программистов, и правда ли, что искусственный интеллект заменит людей? Своим мнением по этому поводу с МЛЫН.BY поделился заведующий кафедрой Белгосуниверситета, доктор технических наук, профессор Александр Курбацкий.
— Наступит ли переизбыток кадров в IT? Такое уже когда-то было с экономистами, юристами.
— Я не думаю, что в ближайшее время появится избыток кадров в этой сфере. В мире идет всеобщая цифровизация, которая требует разработки все еще большого количества софта. Правда, есть нюанс. В Беларуси «айтишники» — это единое понятие, которое объединяет тестировщиков, кодировщиков, специалистов по искусственному интеллекту, анализу больших данных и т. д. В мировой практике, а особенно в передовых странах, этой цельности нет — все это разные категории специалистов. И если кадры в области искусственного интеллекта, системные архитекторы, бизнес-аналитики, получившие серьезное образование, будут востребованы, то профессии тестировщика и кодировщика (а таких «айтишиков» в Беларуси большинство) могут быстро исчезнуть. Я предполагаю, что в ближайшие годы искусственный интеллект сможет выполнять их функции.
— Получается, что с развитием искусственного интеллекта ряд специалистов окажутся просто не востребованными?
— Часть профессий уйдет. Приведу пример. Раньше считалось, что беспилотные автомобили — это нечто из области фантастики. Сейчас же многие мировые IT-компании, гиганты автомобилестроения ведут проекты по созданию беспилотников. И когда они появятся, шоферы как класс начнут исчезать. Или, например, возьмем юристов, которые занимаются прецедентным правом. Искусственный интеллект сможет выполнять и эти задачи: гораздо быстрее и без ошибок.
Исходя из этого, человек, выбирая профессию, должен прогнозировать, насколько востребована она окажется в будущем. Именно поэтому сейчас входит в моду термин «индивидуальные образовательные траектории». Фактически это твой образовательный путь на всю жизнь. Я думаю, что скоро могут появиться индивидуальные помощники со встроенным искусственным интеллектом, которые будут помогать человеку создавать его образовательную траекторию. Они смогут собирать о человеке всю информацию, создавать его цифровой образ, а после подсказывать, в каком направлении развиваться. Работать помощники могут по принципу голосовых помощников вроде Алисы или Siri.
— Какие еще профессии могут стать популярны в перспективе?
— Умение пользоваться современными цифровыми технологиями в различных предметных областях будет востребовано. Если говорить о краткосрочной перспективе, систему образования предстоит трансформировать для подготовки специалистов в интересах цифровой экономики. Новые профессии возникают настолько быстро, что невозможно предугадать, какие специалисты потребуются в ближайшее время. Персональные траектории развития обеспечат гибкость в подготовке кадров для ответа на изменяющиеся запросы рынка и сделают процесс обучения для студентов более интересным.
— А как обстоит дело с преподавательскими кадрами? Есть ли специалисты, готовые обучать молодежь?
— Квалифицированных преподавателей, связанных с IT, в Беларуси становится все меньше. Штатных молодых преподавателей, например, на нашем факультете (ФПМИ БГУ) совсем мало. IT-индустрия в нашей стране раскручена, создан Парк высоких технологий, и оплата труда в IT в разы выше, чем у преподавателя, даже профессора. Исходя из этого, вероятность того, что молодой специалист пойдет преподавателем, невелика. Зачем писать диссертации, тратить время, если даже став профессором, он будет получать меньше, чем среднестатистический программист.
К этому следует еще добавить и усиление бюрократизации вузов. Следствием этого становится непомерный рост документооборота, отчетности, причем компьютеризация лишь усиливает никому не нужный информационный вал таких документов. Один только контроль качества образования «по-болонски» породил целый слой чиновников и никому не нужных документов.
Я хочу обратить внимание, что большинство регламентов, которые так любят чиновники, как правило, лишь неоправданно ограничивают свободу действия преподавателей. Например, что происходит с лекционными курсами. Цифровые технологии постоянно изменяются. Соответственно и содержание учебных курсов должно постоянно трансформироваться. Так, мне приходится существенно менять содержание своего курса каждый год. Но для таких изменений надо пройти целую цепочку утверждений: получить разрешение факультета, университета, министерства образования. На это может уйти до полугода.
Четыре года назад мы открыли магистратуру по специальности «Проектирование сложных интегрированных систем». Это пилотный проект — таких магистратур в мире немного. Там мы готовим специалистов с системным мышлением, архитекторов сложных систем. Нужны постоянные эксперименты, а чиновники требуют расписать программу обучения на два года вперед.
Еще одна нарастающая проблема образовательного процесса в университетах пока может быть и не столь заметная. Возможности социальных сетей, мессенджеров приводят к тому, что у студентов появляется возможность шантажировать преподавателей. Молодые люди могут выложить в соцсети кадры с лекции, вырывая фразы из контекста. С моей точки зрения, преподавательская деятельность должна быть инновационной. На лекциях мы часто импровизируем, чтобы донести информацию, которой еще нет в учебниках. Но если преподаватель будет понимать, что его рассуждения могут быть выложены в интернет, раскритикованы, экспериментировать он не захочет.
— Как в нынешних условиях цифровой трансформации строить новое университетское образование?
— В мире нет готовых моделей, которые можно скопировать и внедрить у себя. У айтишников пользуется популярностью понятие прототипирования, т. е. процесс построения функционирующего прототипа (макета) реальной системы (программного продукта). Наверно и нам необходимо создавать прототипы «университетов будущего», как пилотные проекты с особым правовым полем. К сожалению, наши традиционные университеты сегодня вряд ли могут самостоятельно стать инкубаторами таких инициатив. Даже достаточно простые модели университетских технопарков у нас практически не прижились. Что уж говорить о кластеризации с бизнесом.
— Какие характерные черты могут быть у прототипа университетов будущего?
— Быстрая цифровизация мирового сообщества резко обострила проблемы традиционного университетского образования. Будущее традиционных университетов под вопросом. Многие вузы живут чуть ли не в парадигме средних веков, когда массово появились европейские университеты. В традиционном университете самым ценным считались преподаватели и эффективный доступ к информации. Проще говоря, хорошие преподаватели плюс хорошая библиотека определяли качество университета.
Интернет вытесняет традиционные библиотеки и создает конкуренцию преподавателям.
Мировые лидеры образования идут по пути экспериментов. Сначала ведущие американские университеты — Массачусетс, Стэнфорд, Гарвард — затем передовые университеты Юго-Восточной Азии, сейчас уже и многие европейские и российские университеты. Один из самых значимых трендов — это быстрое развитие дистанционного образования в виде образовательных онлайн-платформ. Одна из самых известных — Coursera — представляет собой стартап в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфорда, который позволяет пока бесплатно пройти полный интерактивный курс университета.
В университетах нового поколения резко возрастает роль дистанционного образования. Дистанционный курс видеолекций, например, от нобелевского лауреата, само собой, интереснее, чем соответствующий так называемый живой курс от среднестатистического доцента.
Причем в основном такие занятия бесплатны, и наши студенты используют их все чаще. Совсем скоро молодые люди вообще могут не посещать обычные университеты (если там будет неинтересно), а проходить обучение онлайн. Дистанционное обучение может сформировать новые типы преподавателей, учитывая и современные возможности искусственного интеллекта.
Также очень скоро может исчезнуть необходимость в дипломах. Образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. Массовым явлением могут стать центры сертификации, в которых будут оцениваться навыки и компетенции. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а цифровизация сделает этот багаж доступным и прозрачным.
Александр Курбацкий: «Элитное образование, связанное с хорошей математической подготовкой, будет по-прежнему востребовано».
Возможно, этот процесс существенно ускорит технология блокчейн. Фактически уже сейчас можно на ее основе описывать индивидуальную траекторию компетенций и навыков (образовательный трек) человека в течение всей жизни. И сразу же отпадает необходимость дневников, зачетных книжек, трудовых книжек и т.д. Переход к таким индивидуальным образовательным трекам изменит также процесс трудоустройства.
По многим экспертным оценкам в будущем все большую роль могут играть корпоративные университеты. Можно ожидать развития узкопрофессиональных корпоративных университетов для конкретных компаний.
Если говорить о Беларуси, то у нас было действительно хорошее высшее образование, которое готовило технократическую ИТ-элиту. Благодаря этому мы и имеем сегодня ПВТ, удачные стартапы. Но, к сожалению, советский запас прочности исчерпан. Нужны «новые университеты». Как их построить? Только через эксперименты. При этом нельзя разрушать то, что уже есть. Но нужно дать возможность проводить эксперименты в образовании. По моему мнению, возможен совместный проект наших традиционных университетов (БГУ, БГУИР) и ПВТ с бизнесом. Однако нельзя новые университеты полностью отдавать на откуп бизнесу. Нам нужно еще учитывать интересы государства, особенно в эпоху цифровой трансформации. В частности, государству необходимо строить новые сложные системы для цифрового мира. Для этого нужны новые архитекторы — конструкторы таких систем.
— Какие проекты в сфере IT образования вам кажутся перспективными?
— У руководителя Минской области Александра Турчина есть идея создавать пилотный «IT-университет» не в Минске, а на территории области. Это может быть очень интересным и перспективным проектом. Пилотный «IT-университет» как основа цифровой деревни, например, тысяч на 10 айтишников. А это население целого райцентра. Для такой «цифровой деревни» можно создавать современную инфраструктуру с максимальной цифровизацией. С одной стороны, мы разгружаем Минск, с другой — создаем среду, где было бы более комфортно жить, учиться, работать.
Автор статьи: Анна Халдеева
Автор фото: Вячеслав Цуранов