Найти тему
1,3K подписчиков

Тригонометрия и качельки

Ой, и здесь синусы-тангенсы! Мало нам в школе математики! Девушки услышали наш с сыном разговор и ужаснулись.

Здравствуйте, друзья! Расскажу вам забавную историю, которая произошла вчера на прогулке с ребёнком.

Сын недавно научился качаться сам на качелях, и теперь с горячностью неофита раскачивается очень сильно. Современные качели безопасны, на них не сделаешь "солнышко" и не вывалишься, но все равно рисковать не стоит. Качался он на качелях, и раскачался так, что цепи стали провисать, пришлось принять меры. Насчёт сына знаю - ругать его и кричать бесполезно, особенно когда он в опасной ситуации. С ним хорошо работают "цифровые технологии" - когда ребёнок слышит научный термин или конкретное число, он заинтересовывается, начинает спрашивать, и перестаёт хулиганить. Вот и говорю:

Не раскачивайся больше шестидесяти градусов, а то наступят нелинейные ограничения!

Сынок тут же убавил темп раскачивания и начал спрашивать про шестьдесят градусов. Сделал большие глаза: как это я температуру измерила, где градусник. Узнав про то, что это угол, изумился ещё больше - где у меня угломер, как определить угол? Отвечаю:

Когда смотрю сбоку, вижу тангенс угла, смотрю спереди или сзади - вижу косинус угла. Если снизу или сверху посмотреть, то увижу синус.

Посмотрите на рисунок качельки, и вы тоже их увидите.

Треугольник, позволяющий определить угол раскачивания
Треугольник, позволяющий определить угол раскачивания

Когда я стою прямо перед качелей, я вижу прилежащий катет BC, и зная длину качели, сразу понимаю - если катет в два раза меньше длины, косинус составит 1/2, а значит, угол будет 60 градусов. Это хорошо видно.

На фотографии можно посчитать и по пикселям. Хотя определить положение центра масс по фотографии сложно, но тем не менее видно, что угол будет примерно 60 градусов.

Определение угла раскачивания качелей по фотографии
Определение угла раскачивания качелей по фотографии

Угол 45 градусов хорошо виден сбоку, когда катеты треугольника равны. Это хороший угол для качания в установившемся режиме, без риска. За тридцатью градусами следить смысла нет - это безопасно и неинтересно ребёнку.

Мы так громко обсуждали с сыном косинусы и тангенсы, что две девушки-школьницы, отдыхавшие неподалеку от нас, забеспокоились, стали вспоминать свою учительницу математики и проблемы с тригонометрическими функциями.

Я извинилась перед ними. Их можно понять - хотели отдохнуть от школы, обсудить свои дела, птичек послушать, а тут мы со своими углами. Но сынок продолжал спрашивать, ему было очень любопытно.

Уважаемые читатели, что скажете?

Хорошо ли обсуждать тригонометрические функции на детской площадке, где их могут услышать дети, старики, школьники? Может, помолчать и посекретничать дома?

Или наоборот, обсуждать погромче, чтобы все слышали, что тригонометрия - не ерунда никому не нужная, а полезная штука?

Даже не знаю, что говорят об этом правила этикета. Напишите в комментариях ваше мнение по этому вопросу. Мне чрезвычайно интересно!