Трагедия в Казани потрясла всех. И сразу возобновились разговоры о запретах: запретить то, запретить сё, запретить всё. Запретить выпускникам школы возвращаться в неё без специального пропуска. Запретить родственникам учащихся посещать школу без предварительного согласования в трёх инстанциях. Запретить школьникам носить большие рюкзаки. Обязательно сканировать каждого школьника и его вещи, как в аэропорту. А до кучи - посадить на каждом этаже вооружённого охранника.
В общем, суть всех воззваний - запретить, ужесточить, принять решительные меры. И я даже не могу сказать, что эти воззвания лишены смысла. Усилить охрану в школах не помешает, действительно. Но это никак не повлияет на появление новых стрелков с комплексом бога. Просто в следующий раз они пойдут не в школу, а на детскую площадку, например.
Рядом кто-то осторожно замечает, что "запретить всё" - это, к сожалению, не выход. И предлагает альтернативу: надо заниматься детьми. Нельзя пускать подростковый возраст - самый опасный - на самотёк. Надо заниматься, надо следить, надо увлекать.
Вопрос, однако, пока ещё без ответа. Чем увлекать?
Чиновники заговорили про "официальную государственную идеологию", но такой бред даже комментировать смешно. Кажется, даже в разгар советского патриотизма подростков не очень-то занимала и увлекала вся эта пионерия и комсомол. А уж под конец Союза, в 80-е годы, коммунистическая идеология и вовсе себя изжила. Уж подросткам-то она точно перестала быть интересна.
К тому же не будем забывать, что успешное насаждение официальной государственной идеологии приводит к формированию тоталитарного общества. А мы ведь только что праздновали победу над фашизмом! Неужели опять хотим?
В общем, идеология, да ещё и государственная, - это полная ерунда. Никакого спятившего стрелка она не остановит.
А что же остановит? А вот...
Честно говоря, я очень надеюсь, что предотвратить подобные инциденты может грамотная психологическая и, если нужно, психиатрическая помощь.
Как у нас в стране обстоят дела с психологической помощью? Ну... почти никак.
В любой школе психолог - самая ненадёжная штатная единица. Часто её, этой единицы, вообще нет. А если она и есть, то занимается непонятно чем. Потому что добровольно дети к ней не идут: кому хочется, чтобы его дразнили психом?
Да что там говорить, даже если в государственной клинике редко можно встретить медицинского психолога. Даже свои коллеги, врачи, часто считают психологов "недоучками", а психологию - лженаукой.
Тема психических расстройств в нашей реальности табуирована и стигматизирована. Можно рассказать всем, что у тебя болит нога - и тебе посочувствуют. Но если признаешься, что болит мозг - тебя будут обходить стороной.
А что делать, если ты подросток и чувствуешь, что с тобой происходит что-то не то? Куда ты пойдёшь? В поликлинику по месту прописки, где на тебя посмотрят, как на дурня, и направят в лучшем случае к психиатру?
Кстати, хороший психиатр - это тоже очень важный и очень полезный врач. Который нужен не только шизофреникам, ага. Вот только кто же по доброй воле пойдёт к психиатру?
Я всё это к чему. Если б на казанского стрелка вовремя обратили внимание соответствующие специалисты, может, до катастрофы и не дошло бы. Может быть. Я не утверждаю.
Я просто не думаю, что человек со здоровой и крепкой психикой захочет расстрелять людей и потом сам застрелиться. Что-то сломалось в его башке. Что-то, что можно было вылечить.
Скорее всего, преступника признают вменяемым. Но, кстати, быть вменяемым - ещё не значит быть психически здоровым. Люди с депрессией, к примеру, тоже обычно вменяемы, но при этом глубоко НЕ здоровы. А к чему иногда приводит депрессия, объяснять не нужно.
Правда, у меня есть ещё один вопрос, пока без ответа: как именно психологи должны отслеживать душевное состояние подростков. Силой и затаскиванием в кабинет тут ничего не добьёшься. Человек должен осознать проблему и прийти сам.
Может, для начала стоит вывести психологию и психиатрию из "позорного" андеграунда? Абсолютно каждый из нас может сломать ногу. И абсолютно каждый из нас может сломать мозг.