Ох и беспокойным для вольных новгородцев XI век выдался - оборотень зажрал, аж мочи нет. Не верите? А вот послушайте, что расскажу.
Произошла эта история в лето 1066. Нежданно негаданно напало на Новегород войско полоцкое. Да так внезапно да ловко враг орудовал - не то что оборониться от них не смогли, даже ворот городских закрыть не успели. Новгородцы глядь-поглядь, а вороги уже посредь детинца стоят.
Устроили эти ироды погром в городе - первым делом Собор Святой Софии обчистили подчистую и масленым маслом намазали, всё вынесли до голых стен. Было уж отпор им давать новгородцы собрались, а их и след простыл, поминай как звали. Вона как. Дело нечистое, сразу видно.
Во ту пору князем земель полоцких был Всеслав Брячиславович, Владимира Крестителя правнук. Летописи сказывают, что оборотнем он был - от волховства родился. А в дружину он по себе побратейничков набирал: нападали исподтишка, а после уходили звериными тропами, где ни один человек не пройдёт. Даже поссорившиеся сыновья Ярослава воссоединились в борьбе против него. Все русские земли в страхе держал, демон.
В лето 1069 Всеслав напал на Новгород вновь, в этот раз ещё и заручившись поддержкой племени Водь. Новгородцы этих Водь «переведниками» прозвали, предателями то бишь. Но на этот раз новгородцы ждали удара и встретили неприятеля на реке Гзень, где оборотень с войском и был разгромлен.
С тех пор он больше в новгородские земли не совался, хоть и продолжал активно промышлять грабежами по всей Руси до самой своей смерти.
Послесловие
Во Владычной палате, что в Великом Новгороде, среди прочих богатств, хранится Малый Сион XI века. Есть основания полагать, что он был похищен из Софийского Собора в ходе событий 1066 года, а после возвращен назад. Возможно, дверцы были сорваны полоцкими мародерами для удобства транспортировки.