В 751 году мусульманская армия и китайская армия столкнулись на берегах реки Талас.
Легко понять, почему битва при Таласе в 751 году между арабо-персидской армией Аббасидского халифата и китайской армией часто называют одной из самых важных битв в истории Центральной Азии. Это была, как писал Джеймс Миллворд в своей “истории Синьцзяна "в 2007году," первая и последняя встреча арабских и китайских армий.” Для многих это знаменует решающий момент в истории–”едва замеченный современными летописцами”, писал Сват Соучек, –который определил, попадет ли Центральная Азия под влияние мусульманского мира или китайцев.Само сражение при Таласе решило очень мало, но его время было критическим.Аббасидский халифат в 751 году находился в своем расцвете, сменив Омейядский халифат в 750 году.
Когда Аббасиды начали свое открытое восстание в 747 году, первым захваченным городом был Мерв. В начале 700–х годов Кутайба ибн Муслим захватил несколько ключевых городов в Центральной Азии для омейядов, включая Бухару и Самарканд, прежде чем был убит в 715 году своей собственной армией (он отказался присягнуть новому халифу Омейядов после смерти Валида I).В течение последующих трех десятилетий междоусобные войны и восстания против мусульманских правителей сотрясали регион и открыли дверь китайцам, которые прокладывали свой путь на запад через Тибет и Синьцзян. В 693 году династия Тан восстановила свой контроль над западом, хотя и не восстановила Кашгар до 728 года.С возвышением Аббасидов, которые в конечном итоге переместят столицу халифата на восток из Дамаска в Багдад, халифат снова будет смотреть на восток, чтобы расшириться, в то же время местная политика будет привлекать китайцев дальше на запад.
К середине 740-х годов Тан контролировал торговые пути как к северу, так и к югу от Тянь-Шаня в современном Кыргызстане. Гао Сяньчжи (также известный как Ко Сонцзи, корейский генерал, служивший Тану) участвовал в ряде кампаний по изгнанию тибетцев с Памирских гор, когда вспыхнула ссора между чабишами Ташкента и Ильхшидом Ферганы (Соучек пишет, что правитель Ташкента использовал турецкий титул Чабиш, в то время как правитель Ферганы использовал иранский титул Ильхшид). Вождь Ташкента заключил союз с остатками племенной конфедерации, которую китайцы разгромили много лет назад, поэтому вождь Ферганы обратился за помощью к Тан. Гао захватил Ташкент и его лидера, в то время как его армия разграбила город в 750 году. В конце концов Гао казнил чабиша, сын которого бежал к аббасидам в Самарканд за помощью.Губернатор Самарканда Зияд ибн Салих попросил у Абу Муслима (аббасидского полководца, возглавлявшего восстание в Мерве) подкрепления и после их прибытия отправился в направлении китайской территории. Две армии встретились вдоль реки Талас. По некоторым данным, обе стороны выставили армии, превышающие 100 000 войск каждая (другие оценки значительно ниже). Танские племена были усилены карлуками (карлуками), тюркской племенной конфедерацией Центральной Азии, и этот факт неожиданно оказался решающим. Карлуки перешли на другую сторону и атаковали тыл танской армии, в то время как Аббасиды атаковали фронт. Гао удалось бежать, но с небольшой частью своей армии.