В наши то времена, когда практически никуда не летают, стоит вспомнить, что 85 лет назад (юбилей!) Аэрофлот запустил первый маршрут в Европу - АНТ-9 начал полеты в Прагу и обратно... Так как сначала СССР подписал договор и обязался открыть эту линию, а только потом уже исполнители (аэрофлот) подумали - на чем же, собственно, летать будем? ЗИГ-1 тогда был под вопросом, другие перспективные современные аэропланы еще были на бумаге... Сотворили серьезный документ - запрос в ЦК и лично тов. Сталину с разъяснениями ситуации и стандартной просьбой о разрешении прикупить под эту линию несколько машин за границей. На что Сталин отписал "Значит, у нас нет собственных самолетов. Дожили...".
То есть запретил покупку. Оказался, выбор весьма невелик - собственно реальной машиной был АНТ-9 разработки аж 1929-го года... Тогда взяли и просмотрели все что есть и отобрали три АНТ-9, и оборудовали радиосвязью. Лететь то надо было более 1900 км и над горами в том числе...
Первый полет прошел в сентябре - все удачно. На наш полет чехи ответили полетом четырехместного скоростного Airspeed Envoy, который по маршруту Прага-Ужгород - Яссы-Киев-Москва открыл как бы обратный канал международной линии... Десять часов и 2439 км....
Летали в тот год два раза в неделю. Летный сезон закончился 31 октября. Все же без импорта не обошлось - к двум АНТ добавили ДС-2, закупленный в США. Линия работала вплоть до оккупации Чехословакии немцами в 1939-м...
Технические характеристики АНТ-9 (спасибо википедии):
Экипаж: 2 чел.
Пассажировместимость: 9 чел.
Моторы: 3 x ПД Gnome-Rhone Titan
Мощность: 3x 230 л.с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 209 км/ч
Практическая дальность: 1000 км
Практический потолок: 3810 м
Еще один самолет для пассажирских перевозок того времени - здесь.
О спутниковой связи читайте тут.
Всем удачи и успехов!