(из книги "Четверть века")
Эта история была действительно весьма неожиданна почти для всех. Для всех, кто был прямо или косвенно связан с заходом отряда боевых кораблей ВМС Греции в Санкт-Петербург в период 31 июля – 4 августа 2007 года.
Но рассказывать её лучше начинать с конца, а почему - Вы сами поймёте.
Итак, уже подходила к концу программа визита двух кораблей Греции в Питере. У плавпричала набережной Лейтенанта Шмидта, поскрипывая швартовыми в клюзах и огромными резиновыми кранцами-сардельками «Йокогама» дремал корабль комплексного снабжения «Прометеус». Хотя в российском флоте кораблём называют только боевые корабли, а вспомогательные – только судами, но по НАТОвской классификации он числится кораблём и поэтому совместно с фрегатом «Никифорос Фокас» они и составляли отряд боевых кораблей.
За мощным телом «Прометеуса» тихо посапывал во сне фрегат и набирался сил к завтрашнему выходу из Питера. Пару часов назад закончился официальный приём на борту «Прометеуса», который закончился показательным выступлением греческих курсантов Военно-морской Академии с национальными танцами. Оказывается, у греков есть несколько видов танца «сиртаки», который кстати они называли «сиртос» - то есть особый танцевальный ритм. Есть сиртаки для взрослых и молодых, есть для женщин и мужчин, а есть смешанный – для пар. И был особый – для гостей, когда в общий огромный танцевальный круг становились даже гости… Было весьма впечатляюще и даже очень весело.
И вот, когда все главные мероприятия остались уже позади и назавтра надо было только отдать швартовы и сыграть на прощанье несколько маршей, где-то около полуночи вдруг внезапно раздался звонок.
На том конце «провода» слышится взволнованный голос военно-морского атташе Греции, который сбивчиво пытается выяснить у меня, почему и на каком основании, а главное – зачем (?!!) к месту стоянки их мирно дремлющих кораблей коварные русские вдруг подогнали под покровом летнего сумрака аж… настоящую подводную лодку??? Да ещё и с ... советскими флагами!!! Оказывается, что из-за внезапно «всплывшей» из темноты советской подводной лодки (Вот именно! Советской!!!) на греческих кораблях поднялся невообразимый, но вполне объяснимый переполох!..
Тут уже настал мой черёд затяжного и весьма волнительного ступора! Какая подлодка? Откуда она взялась? И действительно – зачем? А главное – кто это сделал? И почему она - советская?
Пообещав военному атташе во всём разобраться и, пожелав ему всё-таки немного спокойной ночи, я тут же позвонил оперативному Ленинградской ВМБ и поинтересовался насчёт советской подводной лодки в районе набережной Лейтенанта Шмидта, обнаруженной бдительными греческими моряками в надводном положении в пяти метрах от их корабля (или судна).
Теперь ступор «случился-получился» уже и в нашем департаменте. Начались звонки, выяснения и всевозможные уточнения, результат которых превзошел все ожидания своей оригинальностью и всё-таки гордостью за наших!!! И вот где-то через полчаса я уже звонил своему греческому коллеге и успокаивал его, что мол ничего страшного не произошло. Просто по разрешению Главнокомандующего ВМФ РФ к месту вечной стоянки к внутренней стороне плавпричала набережной Лейтенанта Шмидта была отбуксирована дизельная подводная лодка С-189. И день буксировки был официально назначен на 4 августа! А 4 августа в России (не знаю, как там у вас - у Греции) наступает ровно в 00 часов 00 минут. Так что всё нормально, но...
Но вот про одну интимную подробность грекам конечно же рассказано не было. Дело в том, что буксировка нашей подлодки была запланирована как раз после выхода греческих кораблей из Санкт-Петербурга с указанием точного времени буксировки. И вот почему портовые службы поступили по-своему и решили лодку «притащить» сразу же после полуночи к месту её будущей вечной стоянки под изумлённые взгляды и вопли дежурно-вахтенной службы греческих кораблей – до сих пор это так и осталось тайной за семью печатями. Все просто дружно и разом отмахнулись от этой истории, как наша сторона, так и греческая...
И настало утро. И точно - рядом с греческими кораблями, как раз напротив них, с внутренней стороны плавпричала задорно стояла наша дизельная подводная лодка 613 проекта с гордо развевающимся на ветру красным гюйсом в носу и флагами расцвечивания от рубки в оба конца – в корму и нос подлодки. «Грецкие» моряки во всю расстреливали наш раритет, который в скором времени должен был стать плав-музеем…
Ну про саму эту подводную лодку, которая напугала греческих моряков, я расскажу только вкратце, ибо статей о ней в интернете - превеликое множество. Но самый хороший рассказ с обзорной фотоэкскурсией удался автору «4traveler» под названием «Музей подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге».
Я же, обобщив данные нескольких интернетовских статей, только немного поясню, что у дизельной подлодки оказалась необычная история. Она была построена в 1954-м и находилась на боевом дежурстве до 1986 года. За годы службы ей три раза присваивали звание «Отличный корабль». После вывода в резерв, в 1986 году, подлодку отправили в Кронштадт, где она и затонула спустя 13 лет, ожидая своей горькой участи распила «на иголки». На дне Купеческой гавани подводная лодка С-189 пролежала до 2005 года. Впоследствии ветераны ВМФ приняли решение поднять ее со дна и превратить в музей. Вторую жизнь боевой единице дал бывший подводник Андрей Артюшин, восстановивший корабль за свой счет. Подъемные работы были осуществлены в 2005 году, первый этап восстановительных работ завершился в 2007 году, вскоре подлодка в ночь на 4 августа 2007 года была помещена на вечную стоянку к плавучему причалу на набережной Лейтенанта Шмидта по распоряжению Главнокомандующего ВМФ РФ. Восстановление интерьера подлодки заняло еще около трех лет, и лишь в 2010 подлодка заработала как музей.
Подводная лодка-музей С-189 пришвартована у набережной лейтенанта Шмидта, недалеко от Церкви святой Анастасии и музея семьи Рерихов.
Вот такая история, друзья… Всем - удачи и добра!
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.
Описание всех книг канала находится здесь.
Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в любых соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.