Сегодня вряд ли найдётся взрослый человек, который ни разу не ездил в поезде или электричке. Путешествие по железной дороге считается самым безопасным, правда, не самым быстрым. Но это, надеемся, впереди — первые поезда вообще со скоростью 33 км/ч ездили, а сегодня Сапсаны мчат на 200 км/ч, а могут и до 250!
Всё началось ровно 185 лет назад со строительства первой в России железной дороги: Санкт-Петербург — Царское село — Павловск. Чуть позже (снова круглая дата в этом году — 170 лет назад), в 1851-м открыли движение и по железной дороге Москва — Санкт-Петербург. Той самой, про строительство которой Некрасов писал: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден». Кстати, в первые дни её работы проехать на поезде отваживались только смельчаки. Страх у остальных ушёл после того, как было принято решение сделать проезд бесплатным на три дня.
Сегодня железнодорожная сеть России — это 16 основных магистралей, собственником которых выступает ОАО «Российские Железные Дороги»: Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская, Октябрьская, Приволжская (Рязанско-Уральская), Свердловская, Северная, Северо-Кавказская, Южно-Восточная и Южно-Уральская железные дороги.
Но достопримечательности РЖД, несомненно, Транcсибирская и Байкало-Амурская магистрали. Это самые длинные железные дороги, которые проходят через несколько регионов. Здесь для туристов открываются просто ошеломительные виды.
Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль объединила огромные территории России, ускорила освоение и модернизацию Сибири, стала спасительной для страны во времена Великой Отечественной войны. Ежегодно через Сибирь с запада на восток проезжают миллионы пассажирских и грузовых составов. Её строительство началось в 1891 году, под личным контролем Сергея Витте. Он, будучи тогда министром финансов, чётко понимал, что Россия обязана быть стратегическим партнёром между западом и востоком.
Сегодня Транссибирская магистраль насчитывает почти 9,5 тыс. км путей и представляет собой целую сеть железных дорог. Поезд останавливается на 97 крупных станциях и проезжает множество мелких.
Интересная деталь для путешественника: если вы едете в поезде по Транссибирской магистрали и вдруг решили выйти, то путешествие можно будет продолжить в другом поезде, но с этим же билетом. Потребуется оплатить всего лишь стоимость плацкарта (полки). Остановку можно сделать в любом месте. Однако в течение трех часов после остановки на билете необходимо поставить отметку. Это сделают в железнодорожной кассе. Остановка может длиться не более 10 дней.
По Транссибу ходят экскурсионные поезда «Императорская Россия» и «Золотой Орёл». Туры длятся 15 дней. В самом поезде очень приличные условия и развлекательная программа, а в крупных городах — экскурсионная программа.
Байкало-Амурская магистраль
БАМ — тоже одна из самых значимых железных дорог России. Она проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая протяженность магистрали — 4,3 тыс. км. Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.
На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Вообще мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа. Туристы выбирают эту дорогу во многом из-за близости к озеру Байкал.
Продолжение строительства БАМА и Транссиба
Кстати, в последнее время стали говорить о продолжении строительства БАМа. Военные железнодорожники планируют построить вторую ветку магистрали.
За счет модернизации Транссиба и БАМа предполагается значительно ускорить транспортировку грузов внутри страны. Первый этап модернизации двух веток собираются завершить в текущем году.
Пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей к 2024 году должна вырасти с нынешних 120 до 180 млн тонн грузов в год. Объем транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу может вырасти в 10 раз, а это самый доходный вариант использования магистралей.
Вместе с тем, будет и второй этап строительства БАМа. Пока это только в проектах. После его завершения провозная способность магистралей вырастет в 1,5 раза.
Самолеты и поезда уступают друг другу дорогу
На данный момент РЖД принадлежат более 85 тыс. км железнодорожных путей. Поездка по ним в поезде становится приключением. Здесь наблюдаешь за проплывающими пейзажами за окном и слушаешь стук колес, заводишь новые знакомства.
Но мало кто в курсе, что в мире есть железная дорога, которая проходит через взлетную полосу аэродрома. И такое место — аэропорт Гисборн в небольшом городке на Северном острове Новой Зеландии. Это место особенно привлекает для туристов.
Его проект удивляет: взлетно-посадочную полосу пересекают действующие железнодорожные пути. Здесь самолеты и поезда уступают дорогу друг другу.
А в России есть рельсы, которые ведут в никуда. Казалось бы, подобного не должно быть, но откроем секрет: они присутствуют на каждой станции. Ими фиксируют поезда. Такие устройства называются «сбрасывающим остряком». Нужны они для предотвращения катастрофы. Если движение не разрешено, эти стрелки стоят «на сброс», а когда составу пора трогаться в путь, они переводятся и открывают проезд на основные пути. Это нужно для безопасности на железной дороге.
Музей РЖД: самые интересные экспонаты
В парке РЖД — 24 тысячи вагонов дальнего следования и 16 тысяч вагонов электричек. Они ежегодно меняются, становятся комфортабельнее... А вот встретить те, которые перевозили пассажиров XIX века, можно только в железнодорожных музеях.
Один из таких находится в Санкт-Петербурге. И это один из лучших музеев России. Здесь можно увидеть и первый паровоз России, и паровоз-ракету, и миниатюрные модели первых паровозов, и даже кабинет министра.
Во многих экспонатах есть возможность увидеть, как работает техника. Кстати, в музее представлен макет Царскосельской дороги. На экране проецируется вид из окна поезда, который идёт по маленькой железной дороге — фонари горят, всё двигается. Как будто и не было этих 185 лет…
А в кабинете министра путей сообщения можно порыться в бумагах. Интересно стало? Так и быть открою секрет — вместо стола здесь огромный сенсорный экран, и посетители могут изучить документы того времени.
В общем, в музее нереальное количество поездов, вагонов, составов, инсталляций. Все дополнено историями и реквизитами, реализовано качественно и интересно.
И знаете, этот музей не только развлекает. Он помогает сохранить память о людях, которые создавали эту историю, которые основали железную дорогу и трудились на ней.