Два с половиной года назад я опубликовал заметку "Как бороться со стрелками-маньяками".
В ней я рассказывал, что самым эффективным средством предотвращения таких преступлений
"...является воспитание со школьной скамьи у их потенциальных жертв, которыми являемся все мы с вами, чувства гражданской ответственности, а попросту говоря - потребности "стучать" "куда следует" на случайных встречных, соседей, знакомых, друзей, и даже родственников, в действиях которых присутствуют признаки подготовки подобных преступлений".
Недавние трагические события в Казани, где убийца фактически промаршировал по улице с ружьем, и никто из тех, кто его видел, не посчитал нужным позвонить в полицию, еще раз убеждает меня в том, что об этом надо повторять еще и еще.
Мне жаль тех прохожих, которые не проявили необходимую бдительность, потому что им теперь жить с тем, что они могли предотвратить массовый расстрел учителей и школьников, может быть даже их родных и знакомых, для чего всего-то и надо было сделать один звонок, но они не сделали этого.
Впрочем, по поводу того, что их будет мучить совесть, я могу ошибаться.
Потому что совесть качество не врожденное, а формируемое. Родителями, родственниками, соседями, учителями, деятелями искусства, интернет-сообществами, государственной властью...
И, я бы даже сказал, в первую очередь, государственной властью, потому что именно государственная власть задает "правила игры". Вернее, должна их задавать.
Вот, мы часто в таких случаях вспоминаем о том, что там, на Западе, якобы "процветает стукачество".
Сейчас, когда от традиционной европейской культуры там мало что осталось, это уже не совсем верно, или совсем не верно. Но до этого так оно и было, потому что борьба именно таким образом с преступностью на протяжении веков воспитывалась в людях государством.
И такое воспитание осуществлялось двумя классическими способами — кнутом и пряником.
В Европе больше налегали на "кнут", когда за недоносительство наказывали не менее сурово, чем за само преступление.
В Америке — больше шел в ход "пряник", когда за "живого или мертвого" преступника объявлялась денежная награда.
В России еще и широко применялась коллективная ответственность, когда из-за совершенного преступления наказанию подвергалась вся семья, или община.
А если государство недорабатывало в отношении правосудия, то в качестве народной инициативы появлялся "Суд Линча". (См. "Суд Линча" в России").
К середине двадцатого века все это как бы сошло на нет.
Более того, во многих странах была введена ответственность "за ложный донос". Вот, например, в Российской Федерации УК РФ Статья 306 "Заведомо ложный донос" предусматривает максимальное наказание до шести лет лишения свободы, а статья 205.6. "Несообщение о преступлении" только до одного года.
Сообщая о готовящемся или совершенно преступлении гражданин России больше рискует получить штраф или даже реальный срок, чем если промолчит.
И отучение людей от того, чтобы они оказывали сопротивления преступникам и заявляли на них в полицию началось не в Российской Федерации, и даже не в Советском Союзе, а еще в Российской Империи.
См. "Махалину дали 1,5 года "за чрезмерное применение силы".
Вот и отучили.
А, по уму бы, отменить ответственность за ложный донос. А вот тех, кто видел и не позвонил, как человек идет по улице Казани с ружьем, хотя бы оштрафовать чисто символически на 10-100 тыс., и, уверяю вас, в гражданах стремительно начала бы пробуждаться совесть и та самая гражданская ответственность, которой нам сегодня так не хватает.
При современном уровне развития техники установить тех, кто видел маньяка, не составляет особого труда.
А патрульные способны подъехать к нужному месту в течение нескольких минут. Я это знаю, потому что сам с этим сталкивался, когда обращался в полицию по подобным поводам.
Здесь только надо уметь четко и ясно объяснять по телефону экстренной службы что, где, когда...
Ну и в качестве положительного стимулирования надо награждать тех, благодаря чьей бдительности реальные преступления были предотвращены и раскрыты.
А то у нас деятели культуры обвешаны чуть ли не боевыми наградами, и их имена не сходят с новостных лент, а те, кто действительно спас человеческие жизни, зачастую так и остаются неизвестными.