14 мая 1940 года был образован Северо-Печорский исправительно-трудовой лагерь в Коми АССР, основной деятельностью которого было железнодорожное строительство.
Труд заключенных использовали для строительства железной дороги Котлас–Воркута, увеличения пропускной способности Печорской железнодорожной магистрали на участках Кожва–Воркута, Воркута–Хальмер-Ю, Хановей–Шахта № 7, строительства первых 40 километров железной дороги на участке станция Чум–порт на мысе Каменный.
Кроме того, узники лагеря строили верфь в районе Печоры, судостроительный завод и причалы, угольные склады, жилье, в том числе в Нарьян-Маре. Были заняты на производстве извести на Джинтуйском заводе, производстве кирпича, на лесозаготовках, обслуживании авторемонтного завода и сельскохозяйственных работах.
Главной проблемой ГУЛАГа в начале войны был массовый голод из-за сокращения норм питания, резкого ухудшения его качества, частых перебоев в снабжении хлебом. Все производственные программы лагерей и колоний оказались под угрозой срыва — заключенные стремительно теряли трудоспособность, ежедневно в ГУЛАГе от истощения умирали сотни человек. Критической была ситуация и в Севпечлаге.
Севпечлаг перестал существовать в 1950 году после объединения с Севжелдорлагом. Максимальная численность содержавшихся здесь заключенных была зафиксирована в 1942 году и составила 102 354 человека. А всего за 1940–1950 годы существования лагеря через него прошло 320 503 заключенных. Умерло из-за голода, болезней и тяжелых условий — 34 377 человек.