Найти тему
3,2K подписчиков

Чтение: устарело ли оно? Читает ли современная молодёжь?

750 прочитали

Меня зовут Лера. Я учусь на факультете журналистики. Учёба на журфаке - это много часов литературы каждую неделю. У нас есть и русская литература, начиная с древнерусской. Там мы читали произведения на языке оригинала, то есть с ерами и ятями, выписывали цитаты и пытались понять, что же мы только что прочли. Также у нас есть и зарубежная. Мы изучаем произведения действительно великих авторов, из которых можно извлечь настоящие жизненные уроки. Кто бы что не говорил, а я убеждена, что опыт можно вычитать.

Мой Инстаграм: @lerajames_
Мой Инстаграм: @lerajames_

Я задалась вопросом: а читала бы я, если бы мне не нужно было этого делать, следуя вузовской программе? Думаю, читала бы. Ведь помимо программных книг я ещё успеваю читать и то, что нужно и интересно мне. Время от времени я делюсь этими книгами и здесь, на моём канале.

Как писать хорошие тексты? Книги для тех, кто работает с текстами

Приучаю себя просыпаться рано. Советы из книги "Магия утра" работают

Книги, которые должен прочитать каждый

Важность книг ни капли не переоценена. Они нужны, важны и полезны. Но жизнь поменялась. Мы живем в стремительном мире. Дети смотрят мультики с быстрыми кадрами, они привыкают к тому, что сюжет развивается молниеносно. А когда родители вручают им в руки книги, где на трех страницах идет описание природы и только потом завязка - читать совершенно не хочется.

Люди не перестали хотеть читать.

Но ритм повествования должен быть быстрым, полезным и поучительным. Поэтому Чехова, который произнес "Краткость сестра таланта" читают больше, чем Льва Толстого.

Однако, я всё-таки считаю, что чтение в его первозданном виде, как способ развлечения и получения информации для некоторых людей устарело.

Как минимум, есть люди, которые на слух информацию воспринимают лучше. Таких людей называют аудиалами. Аудиалы, извлекут гораздо больше пользы из прослушанной аудиокниги, чем из той же самой книги, но прочитанной.

Мой Инстаграм: @lerajames_
Мой Инстаграм: @lerajames_

Кроме того, сейчас большая часть нашей жизни проходит в устройствах. Кто-то работает, кто-то учится через компьютер. Во время пандемии, мы убедились в том, что сейчас наша жизнь без гаджетов невозможно, ведь именно они были нашим единственным средством связи со внешним миром.

Из-за того, что многие виды деятельности непосредственно связаны с электронными устройствами, нагрузка на зрение существенно возрастает. Если после рабочего дня ещё и приходить вечером читать книгу (не важно, электронную или бумажную), отдыха у глаз не будет совсем. Именно поэтому я считаю, что сейчас гораздо правильнее и лучше для здоровья глаз и сохранения зрения, будет слушать аудио книги.

Помимо этого, ещё буквально 30 лет назад, книги были чуть ли не единственным источником информации. Ещё раньше, даже книги были редкостью. Наши преподаватели рассказывают, как они перепечатывали книги на печатной машинке, чтобы иметь экземпляр у себя. Особенно это касалось запрещённых в СССР книг (а таких было много даже среди тех, которые сейчас входят в школьную программу).

Сейчас же у нас масса каналов, через которые мы можем получать информацию. Просмотренный научный фильм или прослушанный подкаст будет не менее полезен, чем прочитанная по этой же теме книга.

Мой Инстаграм: @lerajames_
Мой Инстаграм: @lerajames_

Другой вопрос касается художественной литературы. Раньше люди читали больше, потому что художественная литература была единственным средством развлечения, которым можно было бы заняться в одиночестве. Для настольных игр и игр на свежем воздухе нужна была компания, а вот читать можно было и одному.

Сейчас же спектр развлечений куда шире. И в этом нет ничего плохого. Давайте будем честны: необразованные люди были и тогда, они есть и сейчас. Дето тут совсем не в наличии или отсутствии чтения.

Я считаю, что важно не то, сколько люди читают, а то, что они читают. Второсортная литература тоже была всегда.

Наверняка вы помните, что Татьяна Ларина из пушкинского романа в стихах с раннего возраста любит читать книги, в частности романы: 

"Ей рано нравились романы; 
Они ей заменяли всё". 
(глава 2 строфа XXIX) 

Однако интересную мысль нам высказал наш преподаватель по русской литературе этого периода. Он сказал, что читала она не какую-то полезную и умную литературу. Это сравнимо с тем, что сейчас женщины смотрят мелодрамы. И читала она их по-французски, она почти не могла говорить на русском, впрочем, как и многие дворяне того времени.

"Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски".
(глава 3 строфа XXVI)

То есть чтение для неё было не больше, чем развлечением, она просто так занимала себя. В таком случае, чем это отличается от того, что многие молодые люди целый день играют в компьютерные игры? Они тоже просто развлекаются.

Фото автора
Фото автора

Резюмируя всё вышесказанное: читающая и не читающая молодёжь была всегда. Образованность человека никак не зависит от количества прочитанных книг, потому что полезную, нужную и важную информацию сейчас можно получить не только из книг.

Также гаджеты - это не причина того, что человек (ребёнок) не читает или плохо учится. Можно читать что-то откровенно мусорное, а можно смотреть видео, которые будут нести пользу. Поэтому забирать телефон и заставлять читать - плохой выход.

Те, кто хотят развиваться и образовываться, будут это делать не смотря ни на что. Если человек привык получать информацию из книг, но завтра все книги исчезнут, он найдёт другой путь. То же работает и в обратном направлении: если завтра у нас из всех источников информации останутся только книги, те, кто будет хотеть развиваться и учиться, но привыкли это делать без книг, пойдут в библиотеки.

Спасибо, что дочитали до конца :)

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё много всего интересного :)

Мой Инстаграм