Найти тему
Без музыки совсем не то

Почти 40 лет назад, в 1982-м, вышли три самых мощных альбома в истории тяжелого рока

В 1982 году вышло много рок-альбомов, которые продемонстрировали новое направление в рок-музыке в сторону утяжеления саунда и становления на рельсы металла. Но есть среди них три, которые меня впечатлили больше остальных

Выступление Iron Maiden в 1982 году
Выступление Iron Maiden в 1982 году

Вот-вот, не за горами уже, 2022-й год, и в этом году исполняется ровно 40 лет с момента выхода трех альбомов, которые лично для меня стали образцами самой мощной реинкарнации тяжелого рока 70-х, в начале 80-х переросшей в настоящий металл. Нельзя, конечно, сказать, чтобы в том году не было других отличных альбомов рок-групп, вставших на металлические рельсы – например, Judas Priest, Scorpions или Krokus.

Но эти три альбома среди всех «новометаллических» альбомов оказались самыми интересными, вот потому я и решил о них рассказать.

1). Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982 г.

До этого альбома у группы в активе было два тяжелых альбома, но они скорее были сделаны в хард-роковом, а то и вовсе рок-н-ролльном ключе, чем в металлическом. Я помню, что до 1982 года они у нас в СССР не вызывали особого ажиотажа, и «Мэйдены» не считались какой-то особенно интересной группой – просто какая-то новинка, которую еще не распробовали.

Но вот когда вышел «The Number of the Beast», все советское меломанское сообщество попросту обалдело. На руках альбом сразу же стал котироваться выше Led Zeppelin, которые тогда у нас, без всякого преувеличения, были самыми популярными, и диски которых ценились рублей на 10-15 выше, чем даже Deep Purple или Black Sabbath.

Виниловый диск Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982 г.
Виниловый диск Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982 г.

И на самом деле – с первого же прослушивания новый альбом «Мэйденов» цеплял так, как не цепляла ни одна группа до этого. Это был настоящий прорыв не только для группы, но и для всей рок-музыки. Правда, в следующие годы группа хоть и утяжелила свой саунд, но вместе новоприобретенной тяжестью куда-то исчезла сверхзвуковая скорость.

Но рассказ ведь не о группе, а об альбоме. Поэтому я считаю, что в 1982-м самым популярным релизом тяжелого рока был именно диск Iron Maiden «The Number of the Beast», и он значительно повлиял на саунд и даже мировоззрение других рок-групп, позже ставших популярными и даже суперпопулярными, среди них – Metallica и Megadeth.

2). Michael Schenker Group «Assault Attack», 1982 г.

До этого альбома группа MSG выпустила две пластинки, которые если и воспринимались, то как произведения бывшего гитариста UFO, а UFO в СССР не очень котируется и по сей день. Также было известно, что Майкл Шенкер – брат гитариста из Scorpions Рудольфа Шенкера, но в начале 80-х у нас «Скорпы» тоже еще только-только становились известными. К тому же две пластинки М. Шенкера были исполнены в банальном хард-роковом ключе, и ничем особенным не выделялись.

Но когда вышел «Assault Attack», советских меломанов будто током ударило. И дело даже не в том, что на вокале был Грэхем Боннет, который был известен по работе в Rainbow. И даже продюсер Мартин Берч, создавший лучшие альбомы Deep Purple тут не имел значения. Кстати, Берч в том же году одновременно записал и альбом Iron Maiden, рассмотренный выше.

Виниловый диск Michael Schenker Group «Assault Attack», 1982 г.
Виниловый диск Michael Schenker Group «Assault Attack», 1982 г.

А значение имело то, что альбом MSG 1982 года получился очень мощным, динамичным, интересным, и он сильно выделялся среди всей рок-продукции, которая заполонила тогдашний отечественный подпольный рынок. Пластинка произвела фурор, и хоть она ценилась ниже, чем Iron Maiden «The Number of the Beast», но обменять ее на лучших «Цеппелинов» в одной категории по состоянию и «фирменности» можно было без проблем.

Интересный момент: вступление к первой песне альбома почти сразу же после его выхода все 80-е использовал в качестве заставки к своей передаче о рок-музыке для СССР знаменитый Сева Новгородцев «ежеси на Би-Би-Си город Лондон видящий».

3). Gillan «Magic», 1982 г.

Вторая группа Иэна Гиллана на закате своей карьеры продемонстрировала такой альбом, которого от нее даже самые преданные фанаты не ждали. Предыдущие пять пластинок были хороши, но ни одну из них нельзя было назвать слишком мощной. Это был обычный хард-рок, хоть и громкий, но совсем в стиле Deep Purple 70-х.

А вот «Magic» внезапно получился совсем убойным, почти что «металлическим». В любом случае он был таким же мощным и цепляющим, как и предыдущие два альбома в моем списке – Iron Maiden и MSG. Можно даже сказать, что «Мэджик» был своеобразной репетицией Иэна Гиллана перед альбомом Black Sabbath «Born Again», который Гиллан записал с этой группой в следующем, 1983 году. Такой же громкий, дикий и непредсказуемый.

Gillan «Magic», 1982 г.
Gillan «Magic», 1982 г.

Интересный факт: этот альбом, невзирая на то, что это было лучшее произведение группы, в Европе продавался гораздо хуже, чем все остальные пластинки Gillan. Именно финансовые проблемы и заставили Гиллана распустить свою группу и податься в поисках лучших заработков.

Также этот альбом – второй в истории Gillan, на котором играл гитарист Дженик Герс, который сегодня работает в Iron Maiden (более 30 лет уже, кстати!). На внутреннем развороте альбома «Magic» он изображен крайним слева.

В заключение следует добавить, что в 1982-м году появились еще достаточно убойные альбомы других групп, например, Kiss «Creatures of the Night», Nazareth «2xS» или Manowar «Battle Hymns»… Также нельзя сбрасывать со счетов и довольно тяжелый и, без всякого, преувеличения, эпохальный альбом Нины Хаген «Nun Sex Monk Rock».

Но об этих и других альбомах я расскажу в других публикациях.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ТЯЖЁЛОЙ РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Стиль «хэви-метал» розлива 80-х годов изобрели в 1974 году одновременно группы «Sweet» и «Judas Priest»

10-ка лучших рок-альбомов 1980 г., определивших развитие тяжелой музыки на все времена

Топ-5 лучших вокалистов в истории хэви-метала. Но в него почему-то не попали Лемми и Клаус