Найти в Дзене
Что могут короли...

Колесо истории: чем "провинилась" Золотая карета Нидерландов в XXI веке.

Вне всякого сомнения, самая известная карета в голландских королевских конюшнях - Золотая карета. Это произведение искусства на колесах было спроектировано и построено в 1897-1898 годах производителями экипажей - братьями Спайкерами. Золотая карета была выполнена из тикового дерева, покрытого сусальным золотом, в стиле голландского Ренессанса. Она была украшена картинами художника-декоратора Николаса ван дер Ваайя. В изготовлении кареты было задействовано более 1200 человек. Карета была подарком от жителей Амстердама королеве Вильгельмине. Идея пришла от общества “Друзей Оранских” в Амстердаме. В то время Спайкеры только что создали парадную карету для принца в Голландской Индии, и один из членов правления видел ее. Что-то подобное должно стать их подарком для королевы Вильгельмины. Все остальные члены общества преисполнились энтузиазма такой идеей, в результате чего был начат сбор денег. Первоначально карета предназначалась в качестве подарка Вильгельмине по случаю ее инаугурации в

Вне всякого сомнения, самая известная карета в голландских королевских конюшнях - Золотая карета. Это произведение искусства на колесах было спроектировано и построено в 1897-1898 годах производителями экипажей - братьями Спайкерами.

Золотая карета была выполнена из тикового дерева, покрытого сусальным золотом, в стиле голландского Ренессанса. Она была украшена картинами художника-декоратора Николаса ван дер Ваайя. В изготовлении кареты было задействовано более 1200 человек.

Карета была подарком от жителей Амстердама королеве Вильгельмине. Идея пришла от общества “Друзей Оранских” в Амстердаме. В то время Спайкеры только что создали парадную карету для принца в Голландской Индии, и один из членов правления видел ее. Что-то подобное должно стать их подарком для королевы Вильгельмины. Все остальные члены общества преисполнились энтузиазма такой идеей, в результате чего был начат сбор денег.

Первоначально карета предназначалась в качестве подарка Вильгельмине по случаю ее инаугурации в качестве королевы Нидерландов, которая произошла 6 сентября 1898 года. Однако Вильгельмина попросила не дарить ей никаких подарков по этому случаю. Много писем было отправлено в Гаагу, несколько раз совет посещал королеву.

При дворе идея новой кареты пришлась по душе, и в конце концов Вильгельмина согласилась получить подарок в день, который она сама сочтет подходящим. Члены совета и Спайкеры подчеркнуто хотели, чтобы карета была создана усилиями голландской промышленности, в духе голландского искусства и руками голландских рабочих. И действительно, было привлечено как можно всего все больше голландского при изготовлении кареты. Несколько компаний были наняты для создания произведения искусства на колесах.

***

На крыше кареты находится скульптура, созданная Кревельсом и Ван ден Босше, изображающая четырех женских фигур-аллегорий торговли, работы, судоходства и сельского хозяйства. Они держат корону Оранского дома на подушке вместе с королевской короной, скипетром и мечом.

На четырех углах верхней части кареты можно увидеть детские фигурки, обвивающие королевские гербы лаврами. Карета также была украшена гербом с тогдашними одиннадцатью провинциями Нидерландов и Амстердама. Над дверьми херувимы сплетают венки, обрамляя королевские литеры.

С четырех сторон кареты блистают золотом четыре атланта, держащих фонари, которые также могут быть использованы и для электрического освещения.

Под окнами кареты можно рассмотреть некоторую символику в причудливом узоре, связанную с религией, армией, правом, искусством, наукой и трудом. Кроме того, карета украшена рогами изобилия, а улыбающиеся фигуры держат ручки из слоновой кости Суматры. Лилии и розы служат символами верности. Картуш указывает год создания - 1898. Два рычащих льва декорируют заднюю сторону кареты вместе с цепью.

На обеих сторонах королевской кареты изображен национальный герб, а тот, кто внимательно присмотрится к ней, также обнаружит изображение плавающих птиц. Диски четырех колес - символы солнца. Ободки украшены знаками зодиака. Петли и дверные замки декорированы изображениями собак и сов, символизирующих верность и бдительность. На ступеньках кареты можно найти изображения водяных лилий.

***

Голландского художника-декоратора Николааса ван дер Ваая попросили нарисовать аллегорические иллюстрации на карете. В то время он был профессором Государственной академии изобразительных искусств. Четыре панели изображают прошлое и настоящее, будущее Нидерландов. Главная фигура - аллегория Голландии в виде девы.

На созданном изображении в задней части кареты можно увидеть Клио, муза истории, которая являет дань уважения народу на инаугурации королевы Вильгельмины. Хронос же аллегорично говорит о времени. Бог торговли Меркурий держит в руках оружие Амстердама. Собака, символизирующая верность, держит герб Королевства Нидерландов. На заднем плане изображения можно разглядеть Амстердам с Королевским дворцом и Новой церковью.

Правая панель показывает настоящее страны и воздает дань уважения Нидерландам. Голый мальчик изображает молодых голландцев. Главная же фигура, изображающая Голландию, окружена аллегорическими фигурами мира, образования, веры, сельского хозяйства, животноводства, торговли, промышленности, музыки, поэзии, науки, права и армии.

Передняя панель символизирует идеальное будущее с улучшенными социальными объектами. Справедливость представляет закон и защищает нуждающихся. Также присутствуют Образование и Здравоохранение.

Левая панель задумывалась как дань уважения колониям. В то время Вест и Вест-Индия были голландскими колониальными территориями. Голландская дева на изображении соседствует с Ост-Индией и окружена местными принцами, сановниками и жителями, четырьмя людьми, которые как несут цивилизацию и развитие колониям равно как и взамен преподносятся товары из Вест-Индии.

Интерьер полностью расшит вручную шелком. Вышивка выполнена усилиями ряда школ и сиротских приютов, организацией по защите прав женщин Тессельшад-Арбейд Адельт (TAA или Tesselschade Arbeid Adelt). На вышивке изображены цветки апельсина, херувимы, гербы провинций, герб правительства и герб Амстердама, а также инициалы королевы Вильгельмины. Ковер украшен тюльпанами, нарциссами и гиацинтами.

***

Королева Вильгельмина лично лицезрела карету 7 сентября 1898 года, посетив выставочный зал в Амстердаме - “Дворец национальной промышленности”. Ее сопровождали королева-мать Эмма, герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский. и многие другие. Присутствовали сотни людей. В последующие недели люди могли посмотреть на карету, находящуюся во дворце до 18 декабря 1898 года.

Только в 4 февраля 1901 года, за несколько дней до своей свадьбы, королева Вильгельмина приняла делегацию в своем дворце. Несколькими днями ранее она объявила, что примет экипаж в подарок. Она и принц Хендрик несколько раз прокатились в карете. Уже перед встречей, в субботу 2 февраля, роскошное транспортное средство было перевезено дополнительным поездом из Амстердама в Гаагу.

Прошло несколько лет, прежде чем королева Вильгельмина впервые воспользовалась Золотой каретой. В день своей свадьбы, 7 февраля 1901 года, Вильгельмина и ее муж принц Хендрик пользовались каретой, а через месяц снова посетили Амстердам. Так карета вошла в число ярких и наглядных символов монархии Нидерландов.

***

Когда монарх пользуется каретой, ее тянут восемь лошадей, в других случаях - шесть. Карета довольно тяжелая, и даже управлять ею труднее из-за высоты. Вильгельмина хотела, чтобы карета позволяла ей бы стоять прямо - с учетом головного убора.

К счастью, она была не очень высокой женщиной. Карета также имеет довольно большой пролет, чтобы на удобном расстоянии от земли королева могла бы видеть своих подданных, находясь внутри, да и люди также должны были быть в состоянии увидеть монарха.

-2

Золотая карета с тех пор использовалась в разных церемониях: крещения принцессы Юлианы в 1909 году, свадьбы принцессы Юлианы и принца Бернарда в 1937 году, крещения принцессы Беатрикс в 1938 году, коронации Юлианы в 1948 году, свадьбы принцессы Беатрикс и принца Клауса в 1966 году. В 2002 году она была также используема, когда тогдашний наследный принц и действующий король Виллем-Александр женился на Максиме Соррегьете Черрути.

Карету также можно было все эти годы лицезреть в Гааге, в сентябре в первый день парламентского года.

В это время выезжая из своего дворца под одобрительные возгласы тысяч людей, король и королева направляются в рыцарский зал, где король излагает планы правительства и бюджет на предстоящий год. В 2015 году было принято решение отправить карету на ремонт: обивка постарела и побледнела, а деревянные детали, покрытые сусальным золотом, начали гнить.

Реставрация кареты в ведении Королевских конюшен Гааги, к которой привлечена группа экспертов, оплачиваемых из средств короля. Когда реставрация будет завершена, автомобиль будет перевезен в Амстердам. Скорее всего, карета останется выставочным экспонатом в той или иной коллекции. Помимо красоты кареты предполагается экспозиция с нею связанная, так как в XXI веке карета стала все более звучать как символ голландского колониализма прошлых времен.

***

Дело в том, что в последние годы ведется дискуссия о уместности изображение на одной из панелей кареты в XXI веке на карете, поскольку панель изображает полуголых рабов, поклоняющихся королевской семье, по мнению некоторых, хотя историки говорят, что это не рабы королевского дома, а также не прославление колоний.

Основные дебаты о символике начались 10 лет назад с статьи в голландской ежедневной газете. Четыре писателя (два члена парламента, голландско-суринамский политик и председатель исторического общества по изучению голландских традиций рабовладения, индонезийско-голландский активист, который возглавляет комитет по финансовым репарациям) призвали изменить одно из изображений карете, аллегорию отношений Голландии и колоний.

“Она символизирует колониальную власть, так называемое "бремя белого человека", - говорит историк культуры Нэнси Джуве. В эпоху голландского колониализма чиновники считали “просвещение” коренного населения на землях, на которые претендовали голландцы, частью своего долга. Авторы статьи заявляли, что изображенная сцена - “напоминание об ужасном периоде в голландской истории.” После выхода статьи голландские королевские особы воздержались комментариев. Тем не менее “с тех пор восприятие кареты быстро изменилось”, - говорит Джуве.

В Нидерландах XVII век был периодом, когда голландская Ост—Индская компания начала "разминать свои мускулы". Он до сих пор широко известен как "Золотой век". Это эпоха, в которой страна получила власть, использую рабовладение и эксплуатируя колонизированные земли. Карета, созданная в прошлом веке сообразно своим нравам, сейчас некоторыми расценивается как дань уважения периоду порабощения.

-3

В последнее время несколько музеев в Нидерландах начали переосмысливать то, как они освящают голландский колониализм. Например, некоторые настенные тексты и путеводители для посетителей теперь описывают людей как порабощенных, а не как “рабов". В 2021 году в Государственном музее будет организована экспозиция, рассказывающая историю рабства в голландскую колониальную эпоху через десять персональных историй жизни людей XVII-XIX вв.

Но, дебаты о том, как взвешенно относиться к наследию колониальной эпохи далеки от завершения: в стране все еще много людей, которые считают, что нет необходимости бороться с прошлым столь кардинальным способом, потому что это часть истории и менталитета предыдущих поколений, когда власть считала, что колониализм был приемлемым средством процветания страны.