Найти тему
Жить на два дома

ЛУЧШЕЕ – ВРАГ ХОРОШЕГО

Бог троицу любит. Посему продолжу эпопею курсантских плав.практик.

Третья практика после третьего курса шестимесячная, индивидуальная, долгожданная, многообещающая и вообще – Эх! Народ начинает искать места на посадку задолго до ее начала. У кого есть родственники и знакомые в пароходствах идут кланяться им. У кого нет - сочиняют письма-запросы в эти же пароходства, клянутся в любви к выбранному работодателю и обещают прийти на работу по окончанию училища.

Головное судно серии Ленинский омсомол.
Головное судно серии Ленинский омсомол.

Практику должны проходить все, поэтому остаться без парохода особого беспокойства не было, Другое дело куда удастся устроиться. В приоритете были Азовское. Советско-Дунайское, Все три прибалтийских и архангельское. Почему? Потому что основную часть их флотов составляли малые и средние суда, делающие короткие рейсы. Кто работал в Советские времена хорошо помнит таможенные рейсовые нормы.

Больше рейсов, больше джинсов, мохера, отрезов парчи. Больше товара – больше сов. ден. знаков. Моряки на этом зарабатывали себе на более-менее обеспеченную жизнь. ЧМП и БМП имели большое количество океанских рысаков, рысачивших на Кубу, Анголу Сомали и Эфиопию часто без захода в Пальмас. Или на Вьетнам без Сингапура, за чеки ВТБ, принимаемые только в спец. магазинах Торгмортранса. Всем хотелось озолотиться на следующую один длинный зимний семестр.

Особенно суетились свеже-женившиеся, собиравшиеся жениться, копившие на свадьбу и только-что родившие. К ним мы, вольные студенты, относились со снисходительной жалостью и редко удостаивали своим обществом, потому что тяготились разговорами про раскрасавиц и умниц, что одинаково хорошо варят борщ и кофе на одной керосинке, или еще более утомительным, про диатез, режущиеся зубки и жидкий стул.

Отсюда желания на пароход поменьше и рейсы покороче. С этой целью мы с приятелями Мишкой и Колькой напросились в Азовское пароходство, Протекцию нам составил наш же товарищ Шурка, чей отец работал капитаном в АМП. Вот наконец настал долгожданный миг получения направления на работу в АМП и проездные документы от родного училища. Проездные документы удивили.

Вместо плацкарта на веселый поезд Одесса – Волноваха – Жданов (, для тех кто родился после 1991 года - нынешний Мариуполь ) нам, морякам выдали билеты на пассажирский суперлайнер Аю-Даг, палубные места. Палубные места – занимай любую скамейку на палубе, внутри тебе сидеть не положено. За что нас так – наверное решили что летом, на палубе, ночью, в море не холодно.

Аю-Даг. Рысак на "Крымско-Колымской" линии. На эти суда "ссылали" потерявших визу Одесских моряков, временно или навсегда.
Аю-Даг. Рысак на "Крымско-Колымской" линии. На эти суда "ссылали" потерявших визу Одесских моряков, временно или навсегда.

Добираться от Одессы до Мариуполя с заходами в Евпаторию, Ялту, Керчь, Бердянск было почти двое суток. Одна ночь на борту. Было нас несколько бедолаг, ныкавшихся по надстройке в поисках теплого угла и изгоняемых обратно на палубу пожарным матросом, делавшим обход каждые два часа. Денег на питание выделить нам, разумеется, забыли.

На борту «лайнера» был буфет для пассажиров. В меню: пиво, печенье, плавленые сырки. кефир и булки. Каютных пассажиров кормили централизовано в судовом "ресторане". Там же и наливали. Переход выдался тяжелым, после Бердянска кончилось пиво в буфете. Кефира уже никому не хотелось и буфет просто закрылся.

"Пушки с пристани палят, виден город Махноград". Прибыли наконец. До Гуляй Поля 90 километров. Ну и местные, какие были в 1918 году, такие и остались. Дружно сошли на берег в 23 часа и отправились ночевать к Шурке домой. По дороге, с лавочки, у сквера, у магазина Октябрьский, Шурка разогнал по домам кучку малолетних девиц, увидев среди них соседку по дому. Отцы вместе учились в Ростовской мореходке. Дружили семьями.

Пригрозил донести родителям, где-то припозднившимся, про вечерние посиделки. Кто бы тогда мог подумать, что я женюсь на этой семикласснице через 5 лет. Неисповедимы пути!

На следующий день, оформились, кто куда, Шурка и Мишка садились на свои пароходы здесь же, в Жданове. Мы с Колькой отправились медленным, плацкартным ходом в Новороссийск, на ожидавшийся там через неделю Махновский же Комсомолец. Имели на руках предписание, поселиться временно в бич-базе на Шесхарисе и там же ожидать судно, которое подойдет грузиться цементом в мешках на братский Алжир.

Дождались, поднялись на борт, бросили вещи каютах (у каждого отдельная своя) и пошли сдаваться Боцману. Боцман был настоящий. Не просто "Дракон" а дракон махновский, пышащий из всех ноздрей нелюбовью к курсантам, пришедшим на замену штатным опытным матросам. Деваться некуда, надо работать и терпеть. Ну а дальше пошло веселье на все 6 месяцев. Читайте продолжение через пару дней, скучно не будет, а я иду запускать лодочный мотор после зимней консервации.