Жители финского города Иматра выступили против строительства судоходного канала в обход местной гидроэлектростанции. В конце декабря 2020 года граждане направили властям обращение, в котором призывают перенацелить средства на благоустройство города — ремонт улиц и водопровода; возведение социально значимых объектов.
Идея проложить водный маршрут в стороне от ГЭС Тайнионкоски, находящейся примерно в километре от озера Сайма, вынашивается как минимум в течение последних четырех десятилетий. Новое гидротехническое сооружение позволит небольшим судам попадать из Вуоксы непосредственно в Сайму. Сегодня судоходство по реке в этом месте невозможно ввиду отсутствия шлюзов.
Вышеупомянутая ГЭС была построена в 1950 году. На 22 года раньше аналогичный объект появился в 6 км ниже по течению. С тех пор на сброс воды через плотину гидроэлектростанции Иматра приезжают посмотреть тысячи туристов. Выглядит это достаточно эффектно, а сам процесс осуществляется под музыкальное сопровождение разных жанров.
Это место притягивало и до появления электростанции, когда водоскат был естественным, пусть и не столь мощным как сегодня. Любоваться природным объектом приезжала еще императрица Екатерина II, а по велению Николая I у реки в середине 19 столетия появился парк.
На строительство канала, согласно предварительным подсчетам, необходимо около 14 млн. евро, а на разработку генерального плана, как сообщалось еще летом прошлого года, потребуется 200 тыс. евро. Однако общественное возмущение побудило пересмотреть вопрос цены, и теперь отмечается, что на проектирование потратят сумму в два раза меньше.
Конечно, далеко не все выступают против строительства: под обращением, направленным городским властям, подписалось несколько сотен человек — около 2% от общего числа проживающих в Иматре. Тем не менее и это дало определенный результат. В то же время официальные лица подчеркивают, что создание генерального плана еще не свидетельствует о том, что канал будет построен — предстоит провести всесторонние исследования и получить соответствующие разрешения.
Предварительный план объекта был представлен в сентябре прошлого года. Предполагается, что ширина канала, соединяющего Вуоксу и Сайму, составит 13 м. Водный маршрут будет проходить через центр города. По заверению местных властей, канал крайне необходим для развития региона. Мэр Иматры и вовсе назвал проект жизненно важным.
Круизные туры должны привлечь тысячи новых туристов, в первую очередь расчет идет на гостей из соседней страны. С этой целью с 2019 года прорабатывается и вопрос организации железнодорожных пассажирских перевозок из Санкт-Петербурга до Лапеенранты через Иматру.
Правда, этот проект, реализовать который тогда предлагалось в течение следующих шести лет, куда более грандиозен как по своим масштабам, так и по затратам. Озвучивалась сумма в 250 млн. евро, 45 из которых выпадет на Россию. Но и цель его не только туристическая.
Инициаторы этой идеи с финской стороны два года назад отмечали, что РЖД положительно смотрит на проект, хотя российская компания очень сдержанно комментировала эту концепцию, и о ее реализации в ближайшее время говорить пока сложно.
Что касается судоходного канала и возможности прямого выхода из Вуоксы в озеро Сайма, то этот проект остается на повестке дня и продолжает активно прорабатываться. Хотя противников у него хватает не только среди рядовых граждан Иматры — единства по этому вопросу нет и среди политиков, и отдельных экспертов, которые говорят как о возможном негативном воздействии на окружающую среду, так и о длительном сроке окупаемости.
Читайте: Польша строит новый судоходный канал, чтобы не заходить в воды России