Найти тему
Друг Истории

Фильм Девятаев. Легендарный полет и "борьба с триммером"

Посмотрел фильм Девятаев в эту страстную пятницу, на второй день после выхода кинофильма в прокат. Замечательно, что премьера состоялась и стоило бы разобрать её содержание. Понятно, что наворотов в кино вокруг подвига лётчика предостаточно. Уже хорошо, что все художественные придумки в картине имеют истинное основание и не вызывают протеста. По крайней мере, они отталкиваются от настоящих фактов, а не являются голым вымыслом. Внимание же в данном материале я хотел бы обратить не на самый понятный момент - достоверно отраженную деталь технического характера, которая могла привести к срыву дерзкого полёта Девятаева.

Начнем, казалось бы, весьма издалёка. Всем ещё памятны трагические события - аварии Boeing 737 Max Lion Air 29 октября 2018г. и Ethiopian Airlines 10 марта 2019г., приведшие к длительной остановке эксплуатации этого типа самолетов. Эти аварии случились одна за другой по причине отказа в работе датчика угла атаки - неверных команд автоматической системы на корректировку положения горизонтального стабилизатора в хвостовом оперении самолета. В результате ошибки самолет переводился в режим пикированию «на землю», с землей он и сталкивался. Профессиональные летчики тех погибших бортов не смогли вручную противодействовать аэродинамическим силам в отличие от команды Девятаева на самолете Heinkel He 111 H-22 8 февраля 1945г.

Такой уж получается парадокс не в пользу прогресса, что физических сил истощённых узников концлагеря хватило для решения аэродинамической проблемы, которая обнаружилась при отказе системы автоматического управления полета (MCAS) на Boeing.

Итак, фильм Девятаев приходит к своей кульминации. Мы видим, как отчаянно несколько человек жмут от себя изо всех сил штурвал, чтобы оторвать заднее шасси, третью точку опоры самолета от земли, чтобы затем, набрав ещё скорость, взлететь. Но самолет почему-то не взлетает. И так продолжается довольно долго, достаточно, чтобы и зрителя тоже охватил ужас. Однако, спокойствие, зритель! Немецкий самолет-бомбардировщик всё-таки в последний момент взмывает в небо. Это правда. Но это не конец испытаниям

Heinkel He 111 на котором был совершен побег
Heinkel He 111 на котором был совершен побег

Читаем воспоминания Михаила Девятаева - "Побег из ада" о критической ситуации в том легендарном полете. Его товарищи бурно радуются полету, поют Интернационал, думая, что всё позади, но летчику не до смеха. "Штурвал еще быстрее, чем при взлете, начал переходить в положение резкого набора высоты, огромная тяжесть навалилась мне на грудь. Создалась серьезная опасность свалиться в штопор." (При большом угле подъема самолет теряет скорость и устойчивость). Опять пришлось нажимать всем вместе на штурвал - от себя. В совместном стремлении к свободе бойцы даже перестарались и перевели самолет в пикирование. Как самолёт едва не касается воды, кажется, в фильме не показали. В той сумасшедшей динамике уже не всё разобрать.

Кадр из трейлера фильма
Кадр из трейлера фильма

Однако что же происходит с самолетом?

Летчик Михаил Девятаев догадывается, в чем тут дело. Он отчаянно в чужом самолете ищет штурвал триммера руля высоты, чтобы вывести триммер из положения спуска на подъем. Иначе почему им при взлете вручную приходится бороться с набегающими потоками воздуха, стремящимися прижать хвост самолета к земле? Триммер - небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля (или элерона), облегчающая управление самолетом.

Хвост Heinkel He 111 H-22
Хвост Heinkel He 111 H-22

-4

После ряда неудач советский лётчик находит это чудодейственное колесико - внизу справа. Действительно, он правильно думал, этот штурвальчик был установлен в положении "на посадку". Немецкий летчик, начальник воинской части, почему-то после посадки своего хейнкеля не перевел триммер в нейтральное положение, как это в принципе полагается делать. Поэтому то самолет не хотел взлетать, поэтому то стал задирать нос позже в полете. Припомните зеркальную ситуацию, - при посадке летчик немного задирает нос самолета, чтобы снизить его скорость.

Не задирай слишком нос, а то сядешь в лужу.

В нашем фильме представлено дело так, что будто бы предатель Николай Ларин в немецкой школе переподготовки пилотов в Лодзи объяснил эту немецкую особенность, рассказал о положении этого штурвальчика своему корешу Девятаеву. И тот в критический момент вспомнил рассказ друга-предателя.

Девятаев (Павел Прилучный) и Ларин (Павел Чинарёв)
Девятаев (Павел Прилучный) и Ларин (Павел Чинарёв)

Впрочем, никакого лётчика Ларина, кажется, не было. Для сюжета в жизнь нашего героя его вставил сценарист, завуалировав под личную тайну Девятаева. Придумал здесь он Ларина, но не озарение. На самом же деле, 8 февраля 1945г. Девятаев вспоминает тому, чему его учили в советской лётной школе. "Побег из ада" - "Во тьме вспыхнул свет — только с этим я могу сравнить озарившую меня догадку, так долго блуждавшую в моей разгоряченной голове. Подобные явления бывают с самолетом тогда, когда триммеры руля высоты установлены «на посадку», а не «на взлет»."

Да, это кажется чудом, что узникам слабыми руками удалось совместно отжать от груди Девятаева штурвал, пока он ещё не нашел это самое колесико. Летчикам Боинга 737 Max 10 марта 2019г. не удалось вручную повернуть колесо управления, чтобы управиться с отклоняемым стабилизатором. Пилотам просто не хватило физических сил, когда автоматика (MCAS) стала упрямо переводить самолет в режим пикирования.

Boeing 737 MAX
Boeing 737 MAX

Отдельное спасибо создателям за демонстрацию эффектного воздушного боя в начале фильма, хотя по воспоминаниям Девятаева его сбили совсем не так. В фильме мы видим, что он слишком близко приближается к вражескому самолету, чтобы бить в упор. Поэтому обломки немецкого самолета попадают в истребитель аэрокобра, на котором летал и командир его дивизии - легендарный Покрышкин. В книге "Побег из ада" Михаил рассказывает, что он был тогда "ведомый" командира (Боброва), то есть прикрывал своего командира-ведущего в паре. "Я не заметил, как один «Фокке-Вульф» зашел сзади меня и дал длинную очередь по моему самолёту." Но всё равно киноверсия воздушного боя покоряет своей эффектностью.

Число мелких отклонений от скрупулезного изложения в кинопроизведении велико. Девятаев успел написать 2 книги, при желании можно сверить факты с киноверсией. И первый побег Девятаева был другим, и не отстреливались наши узники концлагеря в полете-побеге из своего хейнкеля от немецкого истребителя. Фокке-Вульф сам от них отстал, когда попал под огонь советских зениток, так и не разобравшись, с кем имеет дело.

Удивительное дело, не было никакого предателя-лётчика Ларина в истории Девятаева, а этот художественный образ изменника - alter ego Михаила крепко входит в сознание как символ выбора, который есть у человека перед лицом смерти. Как захотел киносоздатель, так и получается. Главное, что тот полет-побег был и остается легендарным в нашей истории.

Михаил Девятаев
Михаил Девятаев

См. также Фильм Девятаев - взгляд на предателя как фабула картины

Материал включен в Подборку очерков по военным фильмам (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам на Друг Истории

Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал анализа и Истории. Признателен за поддержку.

Душин Олег, канал Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть в Tелеграмм канале Друг Истории.