Мои коллеги писали уже не раз о том, насколько увлекательным и эффективным инструментом для обучения английскому язык могут быть сказки и сторителлинг. Большинство детей любят слушать истории, а некоторые способны придумать сказку со своими персонажами и увлеченно, с азартом ее рассказать.
У детей очень богатая фантазия и яркое воображение, так почему же не использовать это на уроках английского? Такое задание точно не покажется скучным, и позволит отработать навыки говорения и чтения, закрепить лексику и развить creative writing. С чего начать?
Шаг 1. Придумайте мораль истории
Любая сказка чему-то учит, не так ли? На уроках английского мы стараемся привить детям эмпатию, развить в них критическое мышление и умение понимать мотивы и поступки других. Помимо этого, большинство текстов, которые мы используем во время чтения, имеют в себе мораль, поэтому благодаря тщательно продуманным вопросам, нам удается обратить их внимание на ценность урока. Например, мораль в сказке о Золушке в доброте и трудолюбии: она всегда оставалась доброй, за что ее и полюбил принц. Спросите ребенка, какой урок должен извлечь читатель из сказки.
Если это совсем младшие классы, повторите с ними фразы: to be kind, to be friendly, to be honest, to be optimistic и так далее. В классах постарше будет уместно обсудить вопрос-ответом, какую мораль будут вкладывать в свои сказки студенты:
What is the moral side of your tale?
Why is this quality so important?
Do you have this quality? Can you tell us about people, whom you know, having this quality? Can they be your role model?
Шаг 2. Создайте главного персонажа.
Чем более ваш персонаж близок к вашим студентам, тем более эмпатии в них он может вызвать. Продумайте все до мелочей: тип персонажа (person/animal), пол, окрас или цвет одежды, черты характера и даже семейное положение. Если у вас групповой урок, то позвольте каждому ученику работать самостоятельно, либо в паре со своим соседом по парте. Задействуйте цветные карандаши или фломастеры, это придаст вашему уроку ярких красок и детям будет интереснее работать.
Шаг 3. Придумайте злодея.
Ни одна сказка не обходится без трудностей или злых персонажей, которые создают конфликт. Поручите своим ученикам описать злого и вредного персонажа, который будет мешать главному герою и строить ему всяческие препятствия. Как и в случае с персонажем, чем подробнее детки распишут своих злодеев, тем интереснее и увлекательнее будет сказка. Не забывайте о деталях.
Шаг 4. Добавьте сказочную щепотку «чудес»
Вы помните хотя бы одну сказку из детства, где бы не происходили странные и чудесные вещи: говорящие чайники и шкафы, волшебные феи, джинны и многие другие. На этом этапе нужно придумать что-то или кого-то, кто мог бы нестандартно, чудесно прийти на помощь главному герою. Чтобы помочь детям придумать этот эпизод, научите их методу «what if»:
- What if the teacup could speak?
- What if the bed could fly?
- What if the trees could whisper?
и так далее. Эта техника поможет расшевелить воображение детей и придумать невероятные сценарии.
Шаг 5. Опишите локацию
Место, время и окружающая среда имеют огромное значение. В зависимости от того, какие предметы окружения выберут ваши студенты, сценарий сказки может кардинально поменяться. Вот несколько вариантов: «big cozy house», «gloomy gothic castle», «enormous palace».
Придумайте время, когда происходят действия сказки: средневековье, современный период или даже будущее. Дайте волю фантазии.
Шаг 6. Сюжет и happy end
Самая объемная часть работы ждет ваших студентов, когда все детали продуманы и расписаны. Нужно составить действие сказки: рассказать историю выдуманных персонажей и обязательно продумать конец. Для этого можно использовать времена Present Simple / Continuous или Past Simple/Past Continuous, сравнительные степени прилагательных и наречий и предлоги. Повторите с детьми заранее нужные грамматические правила и подготовьте список слов, которые можно употребить. Воспользуйтесь этим словарем, чтобы составим свои слова с карточками и переводом. Это им очень поможет.
Запутанная история
Это потрясающее и веселое упражнение для работы в группах или классах: все дети вместе пишут одну сказку. Получается очень забавная история. Вам потребуются подсказки, которые мы обсудили выше, энтузиазм и хорошее настроение.
Кто-то из учеников либо сам преподаватель пишет первое предложение сказки на доске. Например: Once upon a time there lived a boy…
Потом каждый студент по очереди продолжает предложение, и получается веселая история.
Сказка наоборот
Это упражнение похоже на предыдущее, только начинается с конца:
“They live happily ever after”. Студенты продолжают предложения, помня о том, что история пишется в обратном порядке. В конце учитель вслух читает получившуюся историю.
Написание сказок с детьми и подростками — трудоемкий, но очень интересный процесс. Можно устроить конкурс сказки или попросить детей нарисовать сценарий, а не только записать его. Благодаря таким упражнениям, вы не только сделаете урок интересным и продуктивным, но и поможете своим ученикам раскрыть творческий потенциал.
Элизабет Мунтян