Найти в Дзене
Андрей Аксютин

Поставки бронетехники из СССР в Республиканскую Испанию, 1936 - 1938 года.

Мятеж в Республике Испания начался в середине июля 1936 года. Генерал Франко, с помощью Германии смог перебросить из Африки на Пиренейский полуостров достаточно крупные, и что самое важное, боеспособные, войска. Одновременно на материковой части Испании революцию поддержали и другие высокопоставленные офицеры. Уже к 20 июля в восстании участвовало 80% военных страны. Все это привело к тому, что Республиканская Испания (РИ) осталась практически без регулярной армии и без вооружения. Впрочем, в противовес, поддержавших Франко Германии и Италии, на сторону законного правительства встали Англия и Франция. Однако помощь соседей в вооружении для сухопутных войск выглядела не просто скромно, а скорее комично. Сбывали не только то, что осталось после Первой Мировой войны, но и более старые образцы. Но и платить за все это старье приходилось по ценам, которые выставляли продавцы. Так, в 1937 году Польша продала республиканцам 16 танков FT-17 по 35000 долларов за штуку. Дорого это или нет, рассм

Мятеж в Республике Испания начался в середине июля 1936 года. Генерал Франко, с помощью Германии смог перебросить из Африки на Пиренейский полуостров достаточно крупные, и что самое важное, боеспособные, войска. Одновременно на материковой части Испании революцию поддержали и другие высокопоставленные офицеры. Уже к 20 июля в восстании участвовало 80% военных страны. Все это привело к тому, что Республиканская Испания (РИ) осталась практически без регулярной армии и без вооружения. Впрочем, в противовес, поддержавших Франко Германии и Италии, на сторону законного правительства встали Англия и Франция. Однако помощь соседей в вооружении для сухопутных войск выглядела не просто скромно, а скорее комично. Сбывали не только то, что осталось после Первой Мировой войны, но и более старые образцы. Но и платить за все это старье приходилось по ценам, которые выставляли продавцы. Так, в 1937 году Польша продала республиканцам 16 танков FT-17 по 35000 долларов за штуку. Дорого это или нет, рассмотрим на примере поставок куда более современной бронетехники из Советского Союза.

Т-26 и Pz.Kpfw. I у республиканцев. Характер боевых действий приводил к тому, что танки часто кочевали из рук в руки, становясь трофеями то одной стороны, то другой
Т-26 и Pz.Kpfw. I у республиканцев. Характер боевых действий приводил к тому, что танки часто кочевали из рук в руки, становясь трофеями то одной стороны, то другой

По просторам Интернета гуляет много всякой разношерстной информации о поставках вооружения в РИ из СССР. Иная, когда утверждают, что было аж целых 500 танков, выглядит даже мифической. Одним из таких мифов является поставка в порт Картахена 15 танков Т-26 26 сентября 1936 года на теплоходе «Комсомол». В действительности, судно, стоящее в Одессе с грузом пшеницы, срочно разгрузили и отправили в Феодосию. Там на него кроме прочего военного имущества, загрузили 50 танков Т-26. 4-5 октября судно покинуло порт и 12 числа прибыло в Картахену. Конвой имел индекс Y-2. Это была первая поставка танков из СССР в Испанию. Кстати, в испанских источниках эти танки называют Т-26В. Вероятнее всего это пришло от немцев, поскольку у них Т-26А – это двухбашенный вариант, в то время как в Испанию поставлялись исключительно однобашенные машины.

Бронеавтомобиль БА-6
Бронеавтомобиль БА-6

Следующим, выплыв из Одессы 20 октября, 28 числа в Картахену прибыл теплоход «Ленин» (Y-6) с 3 бронеавтомобилями БА-3, 17 БА-6 и 10 ФАИ.

Практически одновременно с ним, 22 октября, отправился из Ленинграда теплоход «Андреев» (Y-7) с 20 БА-6 и 10 ФАИ. Транспорт прибыл в Бильбао 1 ноября. Стоит отметить, что это была единственная отправка бронетехники на север Испании; все последующие происходили только по маршруту Одесса – Картахена и осуществляли их корабли РИ.

25 ноября в Картахену прибыл транспорт «Cabo Palos» с 37 Т-26 на борту. Не индекс конвоя, не дата отплытия данного судна не известны (либо Y-8, либо Y-9).

Наконец, по тому же маршруту с 21 по 30 ноября плыло судно «Mar Caribo» (Y-10) с 19 Т-26.

На этом поставки бронетехники в 1936 году завершились.

Согласно донесению № 174004сс от 2 февраля 1937 года врид начальника АБТУ РККА комдива Ольшанского НКО Ворошилову в 1936 году были отправлены "по особому назначению":
«Танки Т-26 - 106
Бронеавтомобили БА-6 - 37
Бронеавтомобили БА-3 - 3
Бронеавтомобили ФАИ – 20»
Кроме того: 8 Коминтернов, 8 ЗИС-5, 3 мастерских "А" на ГАЗ-АА, 3 мастерских "Б" на ЗИС-6, 6 водомаслозаправщиков на ЗИС-6, 1 санитарный автомобиль на ГАЗ-АА и запчастей на 1,5 миллиона рублей.

ФАИ, Мадрид
ФАИ, Мадрид

В сложных ландшафтных условиях Пиренейского полуострова бронеавтомобили проявили себя не лучшим образом. Поэтому с 1937 года в Испанию поставлялись уже только танки.

20 февраля 1937 года начальник АБТУ РККА комдив Бокис писал начальнику РУ РККА комкору Урицкому, что:
«1. 100 штук танков Т-26 готовятся к отправке с Центрального Склада № 37 (г.Москва) двумя партиями:
первая партия – 50 штук танков Т-26 и 9 вагонов запчастей, в том числе 20 запасных моторов, готовность к погрузке 7.00 21.2.37 г.
вторая партия – 50 штук танков Т-26 и 9 вагонов запчастей, в том числе 20 запасных моторов, готовность к погрузке 17.00 21.2.37 г.»

Все было сделано достаточно оперативно. 27 февраля отплыл и 6 марта прибыл в Картахену транспорт «Cabo Santo Tome» (Y-18) с 60 Т-26 на борту. Следом за ним, отправился «Darro» (Y-19) и прибыл в порт назначения 8 марта с 40 танками.

Таким образом, к апрелю 1937 года в Испанию в общей сложности было отправлено:

«…среди предметов вооружения, подлежащих заказу промышленности взамен отправленных на "специальные учения", -
Танки Т-26 с вооружением и ЗИПом – 206 шт.
Моторов к танкам Т-26 – 120 шт.
Коробки перемены передач – 33 шт.
Бронеавтомобилей БА-6 – 40 шт.
Бронеавтомобилей ФАИ – 20 шт.»

Следующим транспортом, задействованном в доставке танков вновь стал «Cabo Palos» (Y-29).

20 апреля 1937 года из Ленинграда, с завода № 174, было отправлено 50 Т-26 (31 линейный и 19 радийный). Кроме самих танков отправлялись 20 моторов и 10 коробок передач к ним, а так же другие запчасти. Уже 29 апреля груженый транспорт вышел в море из Одессы и 7 мая прибыл в Картахену.

Согласно испанским данным следующая партия из 25 танков Т-26 прибыла на транспорте «Iciar» (Y-35). Вышел 24 и прибыл 30 июня. Однако:

4 июля была подписана очередная справка по имуществу, как отправленному 1 июля 1937 года.
«Машины Т-26 радио - 25
Моторы Т-26 - 25 и прочие зап.части.»

Как видно, это противоречит утверждениям испанцев. Возможно, на этом транспорте были доставлены 16 польских FT-17, которые отправлялись через советский порт.

В реальности, если транспорт с 25 танками и отправился в море, то до Испании он не дошел. Связано это было с тем, что в июле в Средиземном море итальянские подводные лодки и авиация начали охоту на торговые суда, двигающиеся между советскими и испанскими портами. К сентябрю было потоплено два советских судна. Только с 15 сентября, после возмущений СССР, было решено соблюдать «большую осторожность при торпедировании большевистских судов».

Т-26 у Сесеньи. Испанцы крайне не любили поручневые антенны и срезали их при первой возможности
Т-26 у Сесеньи. Испанцы крайне не любили поручневые антенны и срезали их при первой возможности

Впрочем, это не помешало отправить в Испанию партию из 50 танков БТ-5.

28 июля 1937 г. комдив Бокис подписал очередную справку на отправленное 17.07.37 г. имущество.
«Машины БТ-5 линейн. с вооружением и ЗИП - 38;
То же, радио - 12;
Моторы М-5 с главным фрикционом в сборе - 50;
Коробок перемены передач к БТ-5 - 50;
Рация 71-ТК - 10

…»

БТ-5 ранней модификации. Полноценной кормовой ниши башни еще нет. Таких танков было выпущено немного, но, как видно, они попали и в Испанию
БТ-5 ранней модификации. Полноценной кормовой ниши башни еще нет. Таких танков было выпущено немного, но, как видно, они попали и в Испанию

Танки отправились на транспорте «Cabo San Augustin» (Y-37). Из Одессы он вышел 30 июля и прибыл в Картахену 10 августа. Стоит отметить, что танки были переданы из 134-й механизированной бригады 45-го механизированного корпуса Киевского военного округа.

Итоговая ведомость, составленная до 2 августа 1937 г.

«Сов.секретно
экз. № 2

Сводная ведомость авто-бронетанкового имущества, отправленного на специальные учения

Танки Т-26 лин. с вооружением и ЗИП - 126
Танки Т-26 радио - 130
Танки БТ-5 лин. с вооружением и ЗИП - 38
Танки БТ-5 радио - 12
Моторы Т-26 в сборе - 170
Моторы М-5 с фрикционами в сборе - 50
Коробки перемены передач к Т-26 в сборе - 43
Коробки перемены передач к БТ-5 в сборе - 50
Запасные части к машинам Т-26 - на 1780155 руб.
Тоже к машинам БТ-5 - на 1381510 руб.
Дополнительное вооружение к машинам
а) пушки 45-мм - 10
б) перископы к Т-26 - 109
в) взводные комплекты ЗИП к 45-мм пушке - 16
г) тоже, ротные - 5
д) рации 71-ТК - 10
Бронеавтомобили БА-6 с вооруже-нием и ЗИП - 37
Тоже, БА-3 - 3
Тоже, ФАИ - 20
Моторы ГАЗ с коробкой перемены передач - 10
Тоже, без коробки - 10
Запчасти к бронеавтомобилям - 5 комплектов
Брезенты - 160
Прочее имущество (гусматики, мернозаправочная посуда, огне-тушители) - на 181137 рублей»
И отдельно учтена отправка 1.07.37 г.:
«Танки Т-26 радио - 25
Моторы к Т-26 - 25
Коробки перемены передач в сборе - 15
Перископы к Т-26 - 50
Запасные части к Т-26 - на 269000 руб.»
«ВСЕГО имущества - на 36495807 рублей.»

«При сличении с грузовыми документами игреков количество имущества, указанное в настоящей ведомости, и количество, показанное в грузовых документах, сходится.»

Казалось бы, на этом можно поставить точку. Однако, нет. Остается вопрос по 25 Т-26, отправленных 1 июля 1937 года, но так и не прибывших в порт назначения. Вероятно, что информация о том, что экипаж судна просто отказался выходить в море, отнюдь не безосновательна. По другим данным судно задержали итальянцы и развернули обратно. Так или иначе, но 1 марта 1938 года на судне «Gravelines» (Y-43) отправили 25 Т-26. В Картахену транспорт прибыл 13 марта. Вероятнее всего это и были те самые «потерявшиеся» танки.

Это был финал поставок бронетехники в РИ из СССР. Блокада полуострова стала практически непреодолимой. Еще в феврале 1937 года Комитет по делам невмешательства (КДН), созданный Лигой Наций, утвердил контроль над морскими границами побережья воюющей Испании с тем, что бы ограничить поставки оружия в зону конфликта. С этого момента за территориальными водами, подконтрольными франкистам, должны были следить СССР, Португалия, Франция и Великобритания, а республиканские контролировали Германия и Италия. Советский Союз, впрочем, от этой затеи отказался, поскольку соглашение просто хоронило легальную военную помощь РИ.

FT-17. У самих испанцев этого анахронизма  было несколько десятков, но их техническое состояние было крайне плачевным
FT-17. У самих испанцев этого анахронизма было несколько десятков, но их техническое состояние было крайне плачевным

И, напоследок, о ценниках.

35000 долларов за польский древний FT-17. Понятно, что это связано с дополнительными расходами, которые брал на себя СССР, доставляя танки в Испанию. Но! Т-26 обходился РИ в 20150, БТ-5 – 28541 доллар. БА-6 стоил 14550, а ФАИ – 4360.