Найти тему
Native-Like Fluency in English

Я иду учиться к профессионалу, когда цель "научиться". Когда цель "попробовать" – отлично работают бесплатные инструменты

Пойти учиться к профессионалу хочется, когда я уже что-то умею.

Уже делаю сама, уже многое пробовала, но через время понимаю, что делаю как-то не так, а где "не так" – самой не видно.

Из моих наблюдений, самые интересные результаты именно у тех, кто какое-то время делал сам (как умеет), а потом начал искать учителя.

Тот, кто еще ничего не начал, не делал, но слышал, что педагог знаменит, видел, что тренер работает с селебрити, читал отзывы, смотрел видео и вдохновился попробовать – в 90% случаев сдувается после первых трех подходов.

Человек не умеет генерировать энергию внутри. Ему всегда нужен кто-то, кто будет вдохновлять, пинать, напоминать, мотивировать, убеждать. А у него всегда будет повод сказать: "Вы меня не убедили". "Ну, как-то не зашло". "Мне никто не сказал, что делать".

Когда цель "попробовать", – человек именно пробует. Не понравилось – бросает. Понравилось – тоже часто бросает, потому что цель была "одноразовая итерация" – попробовать. Мы не пробуем 100 раз. Мы пробуем 1-2 ложки, чтобы понять, будем мы это есть или нет, нравится нам или нет.

Источник собственной энергии – собственные действия и результаты, а не убедительные коммерческие предложения людей на видео.

Примеров множество, и они очень простые.

Я начала искать тренера после уже лет 8 регулярных тренировок в тренажерном зале. Я могла сама составить себе тренировки, я знала, как работать с оборудованием, мне никто не нужен, чтобы напоминать о важности тренировок. Я иду сама и знаю, зачем иду.

Но, когда через 8 лет я поняла, что все так же не могу сделать нормальный присед (когда бедра ниже колен), до сих пор не умею стоять на руках (хотя входе же без конца это тренирую), не умею делать пистолетик (хотя уже года 3 пробую), я поняла, что где-то не доделываю, где-то делаю неправильно.

Я уже умела тренироваться и уже видела результаты. Когда ресурс самостоятельных действий себя исчерпал, я пошла искать кого-то или что-то, что поможет выйти на новый уровень. Новый уровень оказался уровнем деталей и нюансов, на которые я никогда не обращала внимания.

Все упражнения те же самые: присед, становая, пистолетик. Но нюансы (дыхание, исходное положение, осанка, шея, распределение веса на стопу) – целый новый мир.

Я теперь работаю с весом только босиком. Разница оказалась колоссальной.

-2

Или возьмем бег. Я бегала себе по настроению по 10 км лет 5, пока не задумалась, что можно лучше. И здесь профессиональная обратная связь и постановка техники очень помогла. Еще через 5 лет я снова задумалась. Снова обратная связь. Оказалось, надо заняться грудным отделом, снизить скорость, сменить обувь. Нюансы, но сам факт бега и регулярности не изменился.

Или возьмем ЛФК. Это вообще удивительно. Люди учатся там правильно ходить (!), хотя они ходили до этого 30-40 лет и не задумывались. Учатся сидеть. Учатся садиться.

Когда нюансы накладываются на уже имеющийся положительный опыт и желание изменить ситуацию, движение на новый уровень может быть довольно быстрым.

А годовалому малышу, например, не нужен профессиональный тренер, чтобы научиться ходить. Он сам учится.

-3

Или английский. Люди много лет что-то делают сами, смотрят сериалы, общаются с носителями, говорят на работе, пока не приходит четкое осознание, что столько практики должно давать другие плоды. Вроде действия есть, а движения нет. На этом этапе текущие действия просто уже исчерпали себя. Начиная примерно с уровня Intermediate (можно и раньше), нужно совершать совсем другие действия, если цель fluency на всех уровнях, то есть более качественный уровень взаимодействия с людьми на английском.

Те, кто решает обратиться к профессиональному тренеру, не имея никакого опыта тренировок, чаще всего бросает тренировки. Абонемент лежит, занятия прекращаются, как только закончилась оплата, идти не хочется.

Человек может иметь понятную для себя цель в голове – "похудеть" или "набрать мышц". У него могут гореть глаза от обилия красивых примеров в интернете. Он возможно купил самую дорогую экипировку, чтобы начать сразу "хорошо". Но так как опыта нет, сроки достижения своей цели он ставит, основываясь на своих предположениях, не на фактах о себе (например, "хочу похудеть за 6 месяцев и никогда больше не набирать этот вес обратно"). Процесс тренировок человек тоже рисует себе, основываясь на картинках в соц сетях, где все в красивой спортивной одежде, в хорошей форме, и всегда улыбаются. А сам процесс не всегда простой. Человек не закладывает в свои планы, что может быть тяжело. Или что "тренироваться с тренером 2 раза в неделю" – недостаточные действия для достижения поставленной цели.

Когда собственного опыта нет, человек всегда вступает в конфликт со своими ожиданиями, когда начинает работу с профессионалом. И тут уже много факторов влияет на то, продолжит человек работу или сдуется.

Когда же человек через собственные действия пришел к осознанию того, что ему нужно дальше, он ищет. Как не может не делать то, что уже делает, так не может и не искать. Он уже не реагирует на яркую упаковку, или надписи "у нас дешевле". Он ищет очень конкретное.

Работа с профессионалом, когда нужен более высокий уровень любого мастерства всегда подразумевает время (потому что высокий уровень мастерства - это не один мастер класс, это время). Время подразумевает, что люди общаются продолжительное время. У них развиваются отношения, которые не привязаны к времени занятий и тренировок. Когда сами "занятия" по понятному тарифу исчерпали себя, где-то здесь начинается менторство. Это, я думаю, и есть новый уровень взаимодействия и ответственности, которые дает новый уровень результатов.

Я не говорю об отношениях, где один ментор (то есть умнее и эксперт), а другой – студент (то есть меньше знает и должен слушаться). Здесь уровень, когда оба общаются на равных, и оба учатся друг у друга. Каждый – ментор для другого. В этом формате оба неизменно повышают уровень своих навыков (будь то конкретный навык, как растяжка или английский или навык лучше понимать себя, людей, своих детей, задавать вопросы и пр). Ментор всегда передает знания, которые человек может применять самостоятельно в своей жизни. Вне зависимости от того, есть занятие сегодня или нет. Пришел тренер или уехал в отпуск. Есть интернет или нет.

На предыдущих уровнях обычно продают подписку на программу, которая все сделает сама (напишет, напомнит, отправит), или ряд уроков, где тебя научат, ты только приходи. Если срок подписки истек, доступ к технологиям забрали, пакет уроков закончился – ты беспомощен. Плати снова.

На другом уровне, даже если мы говорим о яблоках, я вижу ответы на свои вопросы - как настроить процессы в бизнесе, что ответить человеку, почему не получалось и пр. Потому что "яблоки" – только повод. Человек всегда отдает то, чем сам наполнен.

Говорить он может про краски, кисти, или как смешивать цвета, а передавать информацию о семейных ценностях, воспитании и давать ход множеству инсайтов и озарений внутри других людей.