Как утверждалось в прошлой теме - Десять Заповедей в основном адресованы мужчинам, как наставникам своих детей и семьи в целом. Такая практика сложилась довольно давно и по этому поводу были даны ряд указаний, вот одно из них; " И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая." (Втор. 6:6-7)
Все основные глаголы, составляющие костяк повелений написаны в мужском роде и думаю это неспроста. Особняком стоит лишь один, находящийся в четвертой заповеди и на нем сегодня мы остановим наше внимание.
"Помни день субботний, чтобы святить его." (Исх. 20:8)
Морфология первого слова отличается от всех остальных и употребляется в абсолютном инфинитиве. Глагол помни (евр. zakar) - выбивается из общей картины, являясь несклоняемой формой глагола подчеркивая тем самым свою непреходящую сущность. Это довольно любопытный факт!
Заповедь, помнить субботний день, уходит своими корнями в самое начало, в дни когда Земля была обустроена и пригодна для жизни. Именно факт Творения придает этой заповеди ее универсальную суть, и не связано более ни с каким событием, что в свою очередь ставит ее выше всех временных рамок. Творение - единственная причина из которой исходит повеление помнить этот день. Более того, это сделано не для красного словца. Помнить, закреплено законодательным актом, и по своей значимости не уступает остальным девяти.
Еще одну любопытную деталь можно усмотреть в интертекстуальных связях внутри самих Заповедей. Первые четыре связаны между собой употреблением имени Божьего. Во всех четырех оно появляется в той или иной форме. Начиная с первой, где говорится о уникальности Божьего вмешательства в историю народа, вторая вторит ей и передает идею запрета поклоняться кому или чему либо. Третья ставит бережное отношение с Именем, и четвертая подводит человека к покою в Нем.
"Суббота - Господу, Богу твоему."
Вторая и четвертая заповеди заключают в себе перечисление сфер и форм. Если в первом варианте мы сталкиваемся со строгим запретом создания кумира, изображения всего того, что видим вокруг себя, будь то звери, птицы, люди, стихии, то в заповеди о субботе утверждается факт Творения всего вышеперечисленного. В какой то степени это намек на тщетность и глупость попыток стремления поклоняться творению в любом виде, так как оно лишь отголосок и отражение мощи Творца. Вторая и четвертая заповеди призывают поклоняться и отдавать дань славы именно Живому Богу, как Законодателю и настоящей Первопричине.