Собирая материал по истории Донского флота Петра I, нашла в интернете изображения парусников на марках. Вспомнила, что у меня есть эта серия, я ее в детстве очень любила. Перелистала под ностальгию свой старый марочный альбом (не альбом; кляссер)...
и решила поделиться - что изображено на этих советских марках. Может быть, они расскажут нам что-то интересное.
Начнем с 1-й марки. Это ботик Петра I (когда-то мне говорили, что марки в серии надо располагать по стоимости).
Это было небольшое дубовое беспалубное одномачтовое парусно-гребное судно, очень любимое Петром I. Но построен ботик был не Петром (и не по его приказу). Петр обнаружил ботик в 1688 году в одном из амбаров села Измайлово. Принадлежало судно ранее одному из Нарышкиных. Предположительно, привезено оно из Англии где-то в 1640-х гг. Дата его постройки так и осталась неизвестной.
Зато в русской истории ботик сыграл славную роль. Молодой царь Петр обучался на нем морскому делу. Спущен на воду ботик был сначала на реке Яузе, потом - на Измайловском пруду, а затем - на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского. Там, на Плещеевом озере, была создана целая речная "потешная флотилия"...
В 1688 году в одном из амбаров села Измайлово молодой царь Петр обнаружил ботик, на котором обучался морскому делу. Судно известно как "ботик Петра I".
А ботик - "дедушка русского флота" - в настоящее время находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Следующая марка серии - знаменитый корабль "Орел".
"Орел" был построен еще до Петра в царствование его отца Алексея Михайловича. Это был парусный корабль (фрегат), причем первый военный корабль России. А предназначался он для охраны русских торговых кораблей на Каспии.
Строили корабль на верфях в Дединово (на Оке) "выписанные" из Голландии корабелы. Специалисты называют двухпалубный трехмачтовый "Орел" разновидностью голландского пинаса. Корабль был спущен на воду в 1669 г. в Каспийском море.
Фрегат "Орел" - первый военный корабль России, был построен в царствование царя Алексея Михайловича.
Этому кораблю не повезло. Сначала считалось, что во время восстания Степана Разина в 1670 г. в захваченной Астрахань он был сожжен вместе с другими кораблями. Однако же у корабля была иная судьба. Его захватили разинцы, но почему-то не воспользовались кораблем: тот простоял много лет в протоке Кутум (рукав Волги) и со временем пришел в негодность.
3-я марка: корабль "Полтава".
"Полтаву" строил уже сам Петр I.
По его проекту на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга был создан этот линейный корабль (линкор), и 26 июня (к очередной годовщине Полтавской битвы) 1712 года "Полтава" была торжественно спущена на воду.
Время создания линкора - совсем не то, что времена Алексея Михайловича или молодости Петра, когда у России были единичные корабли. С 1703 года существует Балтийский флот. Но "Полтава" не случайно появилась в серии выдающихся кораблей России. Линкор, оснащенный 54-мя пушками, считался первым настоящим боевым кораблем России. Потом их будет много, и благодаря созданному Петром I в ходе Северной войны флоту Россия одержит победы в морских сражениях - Гангутском сражении 1714 г., у островов Эзель и Гренгам 1719 и 1720 г.
54-хпушечный линкор "Полтава" - первый настоящий боевой корабль России.
Следующий корабль - мой любимый "Ингерманланд". Какой красивый парусник!
Оказывается, и у царя Петра этот корабль был любимым. Парусник ходил под личным штандартом Петра I и был во время Северной войны флагманом русского (и об'единенного русско-датско-голландско-английского) флотов.
Это тоже линкор. К 1715 году, когда был построен "Ингерманланд", линейные корабли уже активно строились.
А назван корабль в честь Ингерманландии - земель, отвоеванных Петром I у Швеции.
Линкор "Ингерманланд" был любимым кораблем Петра I, флагманом российского флота, и ходил под личныи штандартом Петра.
Наконец, последня марка нашей серии - фрегат "Владимир".
Это уже совсем другой корабль. Это пароходофрегат Черноморского флота, построенный в 1950 году. 11-пушечный, а известен он по первому морскому бою паровых кораблей в 1853 году в ходе Крымской войны.
"Владимир" - пароходофрегат Черноморского флота, известен по сражениям Крымской войны.
Корабль хороший, а война (Крымская) оказалась бесславной. Одной из причин поражения России явилась ее технико-экономическая отсталость, в частности, Россия не имела, за исключением единичных кораблей, парового флота, который был у союзников Турции - Англии и Франции.
Вместе с другими кораблями эскадры "Владимир" был затоплен в 1955 году в Севастопольской бухте. Правда, этому кораблю все-таки повезло: в 1860 году его подняли и восстановили.
Вот на этой хорошей ноте и завершим.