Найти тему
Stories и история

Русский ПАРУСНЫЙ ФЛОТ: о чем рассказала старая марка

Оглавление
Серия марок "История отечественного флота. Парусные военно-морские суда". Декабрь 1971 года. В.Завьялов. Глубокая печать в сочетании с металлографией на мелованной бумаге. Фото автора - здесь и дальшег
Серия марок "История отечественного флота. Парусные военно-морские суда". Декабрь 1971 года. В.Завьялов. Глубокая печать в сочетании с металлографией на мелованной бумаге. Фото автора - здесь и дальшег

Собирая материал по истории Донского флота Петра I, нашла в интернете изображения парусников на марках. Вспомнила, что у меня есть эта серия, я ее в детстве очень любила. Перелистала под ностальгию свой старый марочный альбом (не альбом; кляссер)...

и решила поделиться - что изображено на этих советских марках. Может быть, они расскажут нам что-то интересное.

Начнем с 1-й марки. Это ботик Петра I (когда-то мне говорили, что марки в серии надо располагать по стоимости).

Ботик Петра I. Изображение на марке 1971 года
Ботик Петра I. Изображение на марке 1971 года

Это было небольшое дубовое беспалубное одномачтовое парусно-гребное судно, очень любимое Петром I. Но построен ботик был не Петром (и не по его приказу). Петр обнаружил ботик в 1688 году в одном из амбаров села Измайлово. Принадлежало судно ранее одному из Нарышкиных. Предположительно, привезено оно из Англии где-то в 1640-х гг. Дата его постройки так и осталась неизвестной.

Зато в русской истории ботик сыграл славную роль. Молодой царь Петр обучался на нем морскому делу. Спущен на воду ботик был сначала на реке Яузе, потом - на Измайловском пруду, а затем - на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского. Там, на Плещеевом озере, была создана целая речная "потешная флотилия"...

В 1688 году в одном из амбаров села Измайлово молодой царь Петр обнаружил ботик, на котором обучался морскому делу. Судно известно как "ботик Петра I".

А ботик - "дедушка русского флота" - в настоящее время находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Следующая марка серии - знаменитый корабль "Орел".

На марке - парусный корабль (фрегат) "Орел".
На марке - парусный корабль (фрегат) "Орел".

"Орел" был построен еще до Петра в царствование его отца Алексея Михайловича. Это был парусный корабль (фрегат), причем первый военный корабль России. А предназначался он для охраны русских торговых кораблей на Каспии.

Строили корабль на верфях в Дединово (на Оке) "выписанные" из Голландии корабелы. Специалисты называют двухпалубный трехмачтовый "Орел" разновидностью голландского пинаса. Корабль был спущен на воду в 1669 г. в Каспийском море.

Фрегат "Орел" - первый военный корабль России, был построен в царствование царя Алексея Михайловича.

Этому кораблю не повезло. Сначала считалось, что во время восстания Степана Разина в 1670 г. в захваченной Астрахань он был сожжен вместе с другими кораблями. Однако же у корабля была иная судьба. Его захватили разинцы, но почему-то не воспользовались кораблем: тот простоял много лет в протоке Кутум (рукав Волги) и со временем пришел в негодность.

3-я марка: корабль "Полтава".

"Полтаву" строил уже сам Петр I.

На этой марке - линкор 1712 года постройки "Полтава"
На этой марке - линкор 1712 года постройки "Полтава"

По его проекту на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга был создан этот линейный корабль (линкор), и 26 июня (к очередной годовщине Полтавской битвы) 1712 года "Полтава" была торжественно спущена на воду.

Время создания линкора - совсем не то, что времена Алексея Михайловича или молодости Петра, когда у России были единичные корабли. С 1703 года существует Балтийский флот. Но "Полтава" не случайно появилась в серии выдающихся кораблей России. Линкор, оснащенный 54-мя пушками, считался первым настоящим боевым кораблем России. Потом их будет много, и благодаря созданному Петром I в ходе Северной войны флоту Россия одержит победы в морских сражениях - Гангутском сражении 1714 г., у островов Эзель и Гренгам 1719 и 1720 г.

54-хпушечный линкор "Полтава" - первый настоящий боевой корабль России.

Следующий корабль - мой любимый "Ингерманланд". Какой красивый парусник!

Линейный корабль "Ингерманланд".
Линейный корабль "Ингерманланд".

Оказывается, и у царя Петра этот корабль был любимым. Парусник ходил под личным штандартом Петра I и был во время Северной войны флагманом русского (и об'единенного русско-датско-голландско-английского) флотов.

Это тоже линкор. К 1715 году, когда был построен "Ингерманланд", линейные корабли уже активно строились.

А назван корабль в честь Ингерманландии - земель, отвоеванных Петром I у Швеции.

Линкор "Ингерманланд" был любимым кораблем Петра I, флагманом российского флота, и ходил под личныи штандартом Петра.

Наконец, последня марка нашей серии - фрегат "Владимир".

Фрегат "Владимир" - последняя из серии марлк 1971 года.
Фрегат "Владимир" - последняя из серии марлк 1971 года.

Это уже совсем другой корабль. Это пароходофрегат Черноморского флота, построенный в 1950 году. 11-пушечный, а известен он по первому морскому бою паровых кораблей в 1853 году в ходе Крымской войны.

"Владимир" - пароходофрегат Черноморского флота, известен по сражениям Крымской войны.

Корабль хороший, а война (Крымская) оказалась бесславной. Одной из причин поражения России явилась ее технико-экономическая отсталость, в частности, Россия не имела, за исключением единичных кораблей, парового флота, который был у союзников Турции - Англии и Франции.

Вместе с другими кораблями эскадры "Владимир" был затоплен в 1955 году в Севастопольской бухте. Правда, этому кораблю все-таки повезло: в 1860 году его подняли и восстановили.

Вот на этой хорошей ноте и завершим.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!