Молдова и Россия, многими забытая история
30 апреля 202130 апр 2021
49
13 мин
Оглавление
- У каждой страны и у каждого народа есть свои герои и свои святые. Не помнить этого, забыть свои корни, свои истоки, - значит, забыть прошлое своего народа, предать забвению память предков, их жизни и судьбы. Молдове, прошедшей сложный исторический путь и сумевшей сохранить себя и свою идентичность, особенно важно сейчас помнить тех, кто создавал ее славное прошлое. Одной из таких фигур, оставившей след в истории не только нашего народа, но и России, является дочь Штефана чел Маре – Елена Волошанка, известная в русской сказочной мифологии как Елена Прекрасная. Ее образ, полный красоты и трагизма, проступает для нас из глубины веков. Помни имя свое Время есть использованная человечеством вечность. Конечно, оно пожирает своих детей, как греческий бог Кронос. Пожирает и перемалывает. Уходят поколения тех, кто творил этот мир до нас. Уходят цари, короли и простые люди, а мы зачастую забываем их истинный лик. Но у каждой страны и у каждого народа есть свои герои и свои святые. Непростым был путь Молдовы, ее правителей и покровителей. У молдавского народа сложная история, в которой переплелись испытания и радости, торжество победы и горечь поражений. Выжить и сохраниться здесь, на перекрестке европейских и евразийских дорог, мог не каждый народ. Для этого нужно иметь историческую волю, волю к сохранению своей идентичности и своей традиции. Наши предки не просто жили, но и создавали славное прошлое, обогатив мировую сокровищницу памяти такими именами, как Богдан Основатель, Александру чел Бун, Штефан чел Маре (Стефан святой и великий). Чем жили эти люди, о чем они думали и мечтали, что занимало их разум и помыслы, что двигало их к цели и что наполняло силой их волевые решения? Сейчас, спустя века, трудно точно ответить на эти вопросы. Но мы попытаемся понять тот мир, скрытый теперь от нас толщей столетий, понять время великих битв и свершений, время кровавых распрей и славных достижений Молдавского княжества, время, когда Молдова была великой страной, оказывающей влияние на судьбы Европы.
- Все сказанное выше актуально и важно для нас и сегодня, в нелегкое время, когда наша страна, наш народ оказались в точке исторической бифуркации. Именно сегодня нужно говорить о корнях, традициях и славных ликах наших предков, именно сегодня, когда на истерзанном политическом теле нашего государства решили скрестить свои мечи различные и жестко противостоящие друг другу силы. Сильные мира сего стремятся сегодня разорвать нашу молодую республику, перерубить ментальный хребет нашего народа. Слишком много на кону поставлено вызовами современности, вызовами последних десятилетий, и мы должны со всей ответственностью понимать всё происходящее, ибо наша история – это и история тех, кто придет нам вслед, кто создавал память, традиции, нравы и предания нашей земли на протяжении долгих веков. Важно помнить и тех наших предков, кто оставил след в памяти мировой истории и духовной традиции, кто нес свет и мудрость древней Молдовы в другие страны, кто страдал и боролся, кто сохранил вдали от нашего края древние молдавские традиции и одарил другие народы глубоким сакральным и духовным потенциалом нашего народа. Прекрасным светлым ликом на этом фоне предстает образ дочери Штефана чел Маре – Елены, именуемой в мировой истории Еленой Волошанкой, а в мифологии и в преданиях русского и других славянских народов – Еленой Прекрасной. В борьбе с Ордой Многие века молдаване и волохи восхищались этой исторической героиней. Хранили в памяти ее лик и мифологизировали ее чудный образ. Молдавский народ никогда не забывал свою прекрасную и премудрую принцессу, ставшую русской великой княгиней, помнили ее исторический лик и русские, и украинцы, и поляки, и белорусы, ибо нестираемо в памяти народов ее историческое действо, ее сложная и возвышенная, полная радости и боли жизнь.
- И вот недавно, в 2017 году, на экраны российского телевидения вышел грандиозный исторический блокбастер «София», посвященный эпохе Ивана III, которого зачатую именовали Великим. Того великого князя далекой Москвы, кто освободил Московскую Русь от Ордынского ига монголо-татар, веками угнетавшего русские земли. И как бы ни пытались сегодня многие замять этот вопрос, забыть славное и трагическое прошлое Московской Руси, им ничего не изменить, ибо на три сотни лет Русь Московская была отброшена в азиатские степи, была оторвана от европейской цивилизации, была подавлена волей Чингизидов и золотоордынских ханов. Кто захочет спорить со мной, пусть вспомнит кровавый поход на Древнюю Русь хана Батыя в 1237- 1240 годах, когда были сожжены практически все города старой Руси – Гардарики, когда Киев лежал в пепле и руинах. Как писали европейские путешественники, проезжавшие через этот древний и некогда огромный город, и через десятки лет трупы его жителей и защитников лежали на разрушенных улицах стольного града Древней Руси. Пусть апологеты Ордынского ига вспомнят Древнюю Рязань, столицу Рязанского княжества, которая пять дней отбивалась от туменов Батыя, а затем была сожжена дотла, а все жители уничтожены. Пусть вспомнят, что только в феврале 1238 года на Руси было уничтожено 14 городов со всем населением. Пусть вспомнят славный город Козельск, который долгими месяцами противостоял туменам Батыя и чьи жители были все казнены или убиты в уличных боях. Пусть вспомнят разгром Твери в 1327 году и уничтожение этого великого города. Да, были и страницы побед. Куликовская битва в 1380 году, когда восславленный русским народом герой князь Дмитрий Донской разбил на поле Куликовом орду хана Мамая. Но уже в 1382 году хан Белой и Золотой Орды Тохтамыш совершил коварный и кровавый набег на Москву. Князья и простой люд тогда встали на стены столицы, но предательство и коварство Тохтамыша, заверившего через двух нижегородских князей в своем «миролюбии», позволило захватить столицу. Москва была сожжена, а все ее жители перебиты. Дмитрий Донской, был вынужден возобновить дань Орде. Многовековое иго ордынцев еще почти на сто лет восторжествовало в Московии и других русских землях. И вот в Московской Руси на великокняжеский престол восходит Иван III. «Собирателем земель русских» и Иваном Великим назвали благодарные потомки своего правителя Ивана III Васильевича. А русский историк и мыслитель Николай Карамзин превозносил этого государственного деятеля выше, чем Петра I. Он, великий князь Московский, правил страной с 1462 по 1505 год, сумев в несколько раз увеличить территорию государства. Но главное, он, наконец, сумел избавить Русь от обязанности каждый год выплачивать Золотой Орде огромный оброк. Родился Иван III в январе 1440 года. Его отец, великий князь Московский Василий II, получивший прозвище Тёмный из-за своей слепоты, назначил 16-летнего сына своим соправителем. В 22 года Ивану пришлось взяться за правление самостоятельно: Василий II преставился. Ещё отроком будущий государь научился воевать с монголо-татарами. Отец брал его в походы несколько раз. После смерти отца Иван III унаследовал самый большой и значимый удел, в который входила часть Москвы и самые крупные города: Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород. Братьям Ивана – Андрею Большому, Андрею Меньшому и Борису – попали в управление Углич, Вологда и Волоколамск. Иван III, как и завещал отец, продолжил его политику собирательства. Он консолидировал государство Российское всеми возможными способами: где дипломатией и уговорами, а где и силой. Так, в 1463 году он сумел присоединить Ярославское княжество, в 1474 году государство увеличилось за счёт земель Ростовских. Летописец писал о нем (пересказ В. Н. Татищева): «Сей блаженный и достохвальный великий князь... многие княжения присовокупи и силу умножи, варварскую же нечестивую власть опроверже и всю Русскую землю данничества и пленения избави, и многие от Орды данники себе учини, многа ремесла введе, их же прежде не знахом, со многими дальними государи любовь и дружбу и братство сведе, всю Русскую землю прослави...». Важным шагом в политике князя Ивана стало присоединение Новгорода. Расправившись с Новгородом, Иван поспешил в Москву: приходили вести, что на него движется хан Большой Орды Ахмат. Русь фактически была независима от Орды уже много лет, но формально верховная власть принадлежала ордынским ханам. Русь крепла – Орда слабела, но продолжала оставаться грозной силой. В 1480 году хан Ахмат, узнав о восстании братьев великого князя и согласившись действовать заодно с Казимиром Литовским, выступил на Москву. В 1472 году (1476) Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 году ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это князь Иван получил прозвище Святой. На период правления Ивана III приходится расцвет летописания и зодчества. Возведены такие памятники архитектуры, как Грановитая палата и Успенский собор. Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 году был создан Судебник. Судебник Ивана III объединял правовые нормы, ранее отраженные в «Русской Правде» и уставных грамотах, а также в отдельных указах предшественников. Иван III был женат дважды. В 1452 году заключил брак с дочерью тверского князя, которая умерла в тридцатилетнем возрасте. По мнению некоторых историков, она была отравлена. От этого брака остался сын Иван Иванович (Молодой). В 1472 году он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина IX, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея. Союз двух великих правителей И тут начинается самое интересное, то, о чем идет речь в фильме «София».
1