Продолжаем прогулку по музею железных дорог России. И в этой части познакомимся с несколькими образцами техники, предназначенной для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.
Особо распространяться по поводу каждого образца такой техники я не буду, поскольку и так понятно для чего каждый из экспонатов предназначен.
Дрезина-качалка
Дрезина является самой первой (по времени возникновения) разновидностью специального самоходного подвижного состава. Дрезины появились в XIX веке и первоначально передвигались исключительно за счет мускульной силы человека, подразделяясь на ручные (как на фото) и на велодрезины. В прошлом веке их вытеснили дрезины с ДВС. Применялся такой транспорт, в основном, для инспекционных поездок и для перевозки рабочих.
Данный экземпляр был передан в музей в 1997 году Бологовским отделением Октябрьской железной дороги.
Углепогрузочный кран №3 типа "Журавль"
Собственно, из названия и так понятно, что это такое и для чего оно нужно. Ну а конкретно для того, чтобы загружать уголь в паровоз-танк или в тендер. Вручную.
Музейный экземпляр построен ориентировочно в 1908 году.
Снегоочиститель однопутный системы инженера Бьёрка
Простейшая конструкция для очистки железнодорожных путей от снега. Вагон не самоходный, в движение приводился паровозом, подталкивающим его сзади. Мог справляться со снежным покровом высотой до 80 см на скорости до 30 км/ч. При превышении указанной высоты сугробов и/или скорости благополучно сходил с рельсов. Ширина полосы очищаемого снега составляла 2.3 метра, а при открытых крыльях (это две такие типа ставни в середине вагона, открывающиеся в разные стороны) 4.5 метра.
Музейный экземпляр построен на заводе "Сормово" в 1921 году.
Железнодорожный кран ПК6-1160
Название расшифровывается как "Паровой кран, грузоподъемностью 6 т".
Производили такие агрегаты с 1936 по 1956 год на Кировском машиностроительном заводе имени Первого Мая. Оснащались паровым двигателем мощностью 45 л.с.
В 60-е годы прошлого века была проведена модернизация с заменой паровых двигателей на бензиновые и сменой индекса на "МК6" ("Моторный"). А в 70-х годах была проведена и вторая модернизация. Тогда на эти краны поставили дизельные движки и присвоили индекс "ДК6", соответственно. Были еще отдельные экземпляры под маркой "ЭК6" (догадайтесь, какой там стоял двигатель?).
Конкретная дата выпуска музейного экземпляра неизвестна. Указано лишь, что это 1950-е годы.
В экспозиции музея присутствуют еще три крана различных марок, но у меня, как у неспециалиста, такое мнение, что увидел один кран - увидел все. Так что про них я писать не буду. Тем более, что все равно фотки получились неудачными.
Автомотриса дизельная монтажная АДМ 751
Основное предназначение этого аппарата - ремонт и обслуживание контактной сети, установка опор, а также работа в качестве небольшой электростанции мощностью в 50 кВт. Впрочем, возможно также и использование в качестве небольшого тепловоза для транспортировки вагонов массой 60 тонн на перегоне или до 300 тонн при маневровых работах.
Выпускались такие автомотрисы с 1980 по 1991 год на Тихорецком машиностроительном заводе. Всего было построено 928 машин.
Музейный экземпляр был построен в 1988 году и трудился на Октябрьской железной дороге до 2013 года. В музей был передан в 2015 году.
Тротуароуборочная машина ТУМ-975
Несколько неожиданно было увидеть этот экспонат в железнодорожном музее. Впрочем, после прочтения таблички рядом с этим агрегатом, вопрос "а что тут делает это?" исчез. Дело в том, что выпускалась эта машинка на заводе "Красный путь", который в советское время относился к Министерству путей сообщения (а сейчас является подразделением РЖД). А использовалась она не только для уборки тротуаров и дворов (вот честно скажу, что ни разу ее во дворах не видел, у нас все дворники ручками убирали), но и вокзальных перронов и привокзальных территорий (а вот там я эти машины встречал).
В конструкции машины применялись агрегаты от советских автомобилей, к примеру, двигатель был от Москвича-407 (а потом и от 408-го) и коробка тоже была москвичевской.
Выпускалась машина с 1963 года и до начала 1980-х. Было произведено более 600 штук.
Музейный экземпляр был изготовлен в 1972 году и до конца 1990-х трудился на питерском стадионе "Кировец".
Продолжение следует...