Эту комедию Эльдара Рязанова многие уже не помнят, а молодежь не смотрит ее вовсе. Фильм интересен в основном людям, испытывающим ностальгию по ушедшей эпохе, но даже они мало знают о закадровой жизни, об участии в ленте барда, который на то время был в немилости у властей.
«Заказное» кино
Изначально Рязанов не испытывал к этому проекту никакого интереса. Его голова была занята сценарием будущего фильма «Берегись автомобиля», который он хотел поставить по повести, написанной в соавторстве с Эмилем Брагинским.
Однако в Госкино ему дали понять, что не позволят приступить к съемкам, пока он не снимет фельетон на тему безобразий, творящихся в сфере советского общепита. Рязанов был вынужден согласиться.
То, что кино заказное, действительно бросается в глаза. Думаю, даже современникам оно казалось излишне назидательным и занудным, что уж говорить про наше время.
Сатиры там достаточно, но вся она какая-то плоская, мелкая и строго по теме: юмор не отличается той остротой, которая свойственна действительно свободному кино. Однако полностью проходной я бы эту картину не назвал.
Снимая «Жалобную книгу», Рязанов решил: если уж его жестко ограничили в плане сценария, он будет экспериментировать с формой.
По ходу съемок режиссер постоянно пребывал в поиске, пробуя что-то новое: именно поэтому он отказался от цветной пленки и студийных декораций.
По замыслу Эльдара Александровича, картина должна была быть максимально приближена к реальности. Этим обусловлено частое использование скрытых камер при съемках московских улиц. Как экспериментальная картина, этот фильм довольно интересен, особенно для тех, кто интересуется биографией Рязанова и его творческими достижениями.
Запрещенный бард
Автором сценария и текстов песен, звучащих в картине, был известный писатель, сценарист и бард Александр Галич. Песни, которые он написал для фильма, были идеологически выдержанными, но об остальном творчестве Галича такого сказать было нельзя.
Уже с начала 1960-х годов в его лирике все отчетливее звучали политически острые и даже антисоветские темы, что вскоре привело к конфликту с властями. Его концерты запрещали, против него писали обличительные статьи.
Из титров «Дайте жалобную книгу» даже убрали его имя, которое вернули только в 80-е годы. Парадоксально, но сценариста заказного сатирического кино подвергли опале за ту же сатиру, только более острую.
На мой взгляд, это отвратительное отношение к действительно талантливому человеку, который не только подарил советским гражданам множество хороших песен, но и написал сценарии к таким фильмам: «На семи ветрах», «Государственный преступник» и «Бегущая по волнам».
Смотрели ли вы фильм «Дайте жалобную книгу»? Нравится ли он вам?
Спасибо за прочтение.
Если статья оказалась для вас интересной, делитесь ей с друзьями и подписывайтесь на канал. Ведь тогда вы не сможете пропустить новые выпуски. Удачи друзья!
Стоит обратить внимание:
✔ «Вторая попытка Виктора Крохина»: фильм про бокс, который в СССР не допускали к показу целых 10 лет
✔ «За облаками ― небо»: один из лучших советских фильмов о летчиках-испытателях