Подготовка к концерту у каждого музыканта занимает разное время: кому-то нужен год, кто-то и за неделю справится. Но, как правило, дата выступления известна заранее, график расписан: у звёзд - на годы вперёд, у рядовых тружеников музыкального цеха - на пару месяцев.
Бывают, конечно, ситуации неожиданные и срочные. В моей практике был случай, когда ноты дали за 5 дней до концерта. Этот момент нельзя назвать катастрофой. Только вот дело было после 2-х месячного отпуска, и произведение подкинули современного китайского композитора, который не стеснялся в средствах выразительности. А на левую руку всё -таки пришлось клеить тейп...
В программе концерта, который мы сейчас готовим, будет звучать камерная музыка Франка, Рахманинова, Дворжака и Пьяццоллы.
Про "Элегическое" трио соль минор С. Рахманинова я уже писала.
Сегодня же нужно погрузиться в творчество чешского композитора Антонина Дворжака.
Активные совместные репетиции начнутся немного позже, а пока каждый учит свою партию...
Многие произведения А.Дворжака были оценены современниками, при жизни принесли ему славу и почёт. Знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ, например, называл струнные квартеты Дворжака "шедеврами, которые переживут своего автора". Это правда: 1 мая 2021 года прошло 117 лет со дня смерти композитора, а квартеты по-прежнему любимы, звучат, продолжают радовать любителей музыки.
В своём творчестве Дворжак соединил классические и романтические традиции с чертами славянского фольклора. Трио №4, которое стоит в программе нашего концерта, яркое тому подтверждение - имеет название "Думки". Термин "дума" или "думка" обозначает печальную, лирическую песню. Этот жанр исконно славянский.
В творчестве Дворжака жанр думки получил яркое развитие. Композитор использовал его и в других произведениях: фортепианном квинтете, струнном квартете №10, секстете, "Славянском танце" №2, фортепианной пьесе. Но если в других сочинениях думка - часть произведения, то Трио №4 состоит из пьес только этого жанра. Основные черты думки - балладность, эпичность, лирика.
"Думки" для фортепиано, скрипки и виолончели или Трио №4 имеет особенную структуру, близкую к сюите. Состоит из 6 частей, что нетрадиционно для камерного ансамблевого произведения. Сюитность, чередование частей, сочетается с чертами сонатного цикла: части 1-3 исполняются без перерыва, подразумевают традиционную первую часть. 4-я часть - как 2-я медленная в сонатном цикле. 5-я часть - традиционное скерцо и 6-я часть - финал.
Тональный план этого произведения типичен для композиторского почерка Дворжака: сопоставления одноимённых тональностей, терцовые соотношения. Например, Ми минор/Ми мажор для первой части; До минор/ До мажор для финала; До диез минор медленной части сменяется Ля мажором в "скерцо".
Важную роль в "Думках" играет виолончель. Этому инструменту композитор поручил самые проникновенные, лирические темы.
Время работы композитора над этим произведением - 1890-1891 гг. Первое исполнение было в апреле 1891 года на концерте, посвящённом присуждению композитору почётной степени доктора музыки в Пражском университете. Совсем недавно минуло 130 лет со дня того
концерта, который принёс успех этому сочинению и сделал трио "Думки" одним из самых известных произведений Антонина Дворжака.
Партию фортепиано исполнил сам автор. Ещё много раз композитор исполнял "Думки" в концертах с другими музыкантами.
Опубликовано трио было в 1894 году. К публикации его подготовил Иоганнес Брамс, друг и старший товарищ, так как уже к тому времени Дворжак уехал в Америку, где в Нью-Йорке возглавлял Национальную консерваторию.
В камерно-инструментальном творчестве А.Дворжака есть интересная особенность: выбор состава ансамбля часто диктовали обстоятельства, многие произведения создавались для домашних концертов, совместного музицирования. А обстоятельства простые: какие инструменты есть в доме для таких и писали музыку. Нет рояля, а есть фисгармония? Не беда! Так появились "Багатели для 2-х скрипок, виолончели и фисгармонии". Есть два скрипача, альтист (Дворжак хорошо играл на альте) и нет виолончелиста? Тоже не проблема! Виолончель заменит изобретательная партия альта. Так появился Терцет До мажор.
Произведения для любительского музицирования Дворжак не считал ниже своего достоинства. Он говорил, что "Бетховен и Шуман писали маленькие пьесы тоже".
Трио №4 "Думки" - не для любительского музицирования: полчаса музыки, есть что поучить поиграть.
Композитор Антонин Дворжак - интересный был человек. Сын мясника, обучался даже этому ремеслу. Но музыкальный дар, необыкновенный талант и трудолюбие круто изменили его судьбу. Он сочинял даже в пути, на рукописях часто писал: "По дороге из...в...". Заканчивая одно произведение, сразу брался за новое. Даже столкнулся с нехваткой названий для своих произведений. Ворчал, что "Шуман всё забрал". Если сочинение ему не нравилось, то сжигал. А говорят, что рукописи не горят...
Ещё у него была страсть к паровозам и боязнь открытого пространства (агорафобия).
Сегодня вряд ли обыватели будут причислять Дворжака к списку "бессмертных композиторов". Но вклад самого знаменитого чеха в мировое музыкальное наследие несомненно велик.
8 сентября 2021 года музыкальная общественность будет отмечать 180-летие со дня рождения Антонина Дворжака.
Время идёт, летит...
В жизни всё может быть...
А список "бессмертных композиторов" всё-таки нужно дополнить!