Автор этого небольшого рассказа Антон Павлович Чехов.
"Студент". Всего две с половиной странички текста. Сам автор считал это произведение свидетельством своего оптимизма.
Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но. когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.
Такая пейзажная зарисовка создаёт соответствующее настроение, на это "работает" нечастый в прозе повтор гласных: "гудело, точно дуло в пустую бутылку'. Читатель погружается в текст, наполненный звуками, цветом, тактильными ощущениями.
Главный герой Иван Великопольский ( посмотрите, какая звучная фамилия), студент, сын дьячка возвращается с тяги (охоты) домой. Холод нарушил порядок и согласие в природе, которой "самой было жутко". И все кажется неправильным.
Познакомив нас с местом действия, автор обращается ко времени
Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета -- все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.
Страстная пятница - день особо строгого поста в память о страданиях Иисуса Христа. А студент духовной академии был на охоте (что в пост запрещено), отступил от правил. Ему холодно, все представляется безнадежным. И нет такой силы, которая могла бы изменить мир.
На вдовьих огородах студент встречается с двумя вдовами - матерью Василисой и дочерью Лукерьей, которые Ивана сначала не узнали.
Поговорили...
-- Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр,-- сказал студент, протягивая к огню руки.-- Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!
Почему же студент вспоминает именно Петра? Того Петра, который трижды отрекся от Христа?
После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала :Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...
Посмотрите, как Иван подчеркивает чувства Петра, его страх, смущение, отречение, при этом как будто оправдывая апостола. В рассказе студента многое от него самого и холод, и тоска, и душевная слабость, и раскаяние.
Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: "И исшед вон, плакася горько". Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...
После рассказа Ивана Василиса заплакала, а у Лукерьи на лице отразилась сильная боль. И дело не в том, что студент трогательно рассказывал. Происходившее в ту ночь каким-то образом близко Василисе, Лукерье, самому Ивану. И им понятно, что происходило в душе Петра, и жаль его, такого же слабого душою человека, как и все.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое,-- думал он,-- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы,-- ему было только двадцать два года,-- и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.
От уныния и тоски к радости и упоению жизнью таков путь молодого человека, такова одна ночь, будто бы рождающая его заново. И хочется верить, что правда и красота всегда направляют человеческую жизнь, во все времена.
У Чехова нет ни одного лишнего слова, он позволяет каждому увидеть свои смыслы, не претендуя на истину.