Найти тему

"Меня разбудил человек в красной шапке..."

Фраза из песни Виктора Цоя «Прогулка-романтика» - не форма речи, а реальный эпизод жизни. Речь идёт, конечно же, о метро. Как и сегодня, в 1980-е годы на станциях дежурили женщины в форме работников метрополитена. Красный берет, фуражка или шапочка – яркий и запоминающийся элемент этой формы.

Песня «Прогулка-романтика» относится к 1984 году. В это время Виктор Цой живёт в доме Марианны и её мамы, Инны Николаевны в районе проспекта Ветеранов. Это ещё не тот знаменитый адрес на Ветеранов, 99, а предшествующий ему. Но что примечательно, эти два адреса находились в десяти минутах ходьбы друг от друга. Тот первый дом Цоя на Ветеранов находился на улице солдата Корзуна. Серая мрачная пятиэтажка. Квартира на первом этаже. К чему такая прелюдия?.. Станция метро «Проспект Ветеранов» - последняя на красной ветке. Конечная. Дальше поезд не шёл. Все пассажиры высаживались. Поезд делал в туннеле условный круг и выходил на той же станции, но уже с другой стороны платформы. Иногда уходил в депо. Так вот, некоторые пассажиры засыпали под стук колёс и приезжали на Ветеранов, очарованные Морфеем. Тогда дежурные станции, те самые женщины в красных шапках, будили уснувших пассажиров. Вот об этом и идёт речь в песне: «меня разбудил человек в красной шапке». Понятно, что и Виктор Цой не избежал сей участи заснуть в вагоне метро. К слову, автор этих строк, живший в 1980-е на Ветеранов, тоже.

Агитационный плакат метрополитена. Фото из интернета.
Агитационный плакат метрополитена. Фото из интернета.

Вообще надо заметить, что район проспекта Ветеранов, несмотря (а может и благодаря и вопреки) своей периферийности и отчасти депрессивности, место весьма щедрое на талантливых и творческих жильцов. Помимо Цоя, в 1980-е годы здесь, в этом районе, проживали друзья музыканта. Театральный режиссёр Роман Смирнов со своей супругой Мариной, исполнительницей роли Дины в фильме «Игла». Сергей Фирсов, нынешний хранитель «Камчатки», Сергей Курёхин, не нуждающийся в представлении. Разумеется, семья Цой: Марианна, Инна Николаевна, маленький Саша. Александр (Рикошет) Аксёнов... Юрий Белишкин, директор «Кино», Николай Михайлов - президент Ленинградского рок-клуба. И это ещё не весь список. Если несколько расширить географию района, то здесь жили и Александр Башлачёв и Вячеслав Бутусов и другие. В этом же районе на улице Тамбасова, 30,2 жил поэт Михаил Сапего. Человек-оркестр. Поэт, музыкант, актёр, издатель (основал издательство "Красный матрос"), сотрудничавший с художниками "Митьки", а также устроитель квартирных концертов у себя дома. В помянутом доме в середины 1980-х по середину 1990-х годов прошло огромное количество концертов. Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Сергей (Силя) Селюнин, Алексей Рыбин, Дюша Романов, Чиж… И это ещё не весь список. Сам Михаил вспоминает, что «за период с 86-го по 97-й это десятки концертов самых разных исполнителей (только у меня дома). А так с 84-го и поныне, думаю, сотни. Для одного БГ я с 84-го по 87-й включительно, будучи его добровольным импресарио, в разных местах города организовал несколько десятков квартирников».

Дом Михаила Сапего на улице Тамбасова. Его квартира на последнем, девятом этаже.Фото автора.
Дом Михаила Сапего на улице Тамбасова. Его квартира на последнем, девятом этаже.Фото автора.
Дом Михаила Сапего. Фото автора.
Дом Михаила Сапего. Фото автора.

А вот, квартирника Виктора Цоя не было, хотя предварительная договорённость существовала. Тем более, что и Сапего и Цой жили в всего в нескольких остановках друг от друга. Причина проста. Пик квартирных концертов дома у Сапего приходится на 1986-87 год, а к тому времени группа «Кино» резко пошла вверх в плане популярности, что естественно привело к уменьшению свободного времени. Гастроли, съёмки в кино и т.д. Для Цоя квартирные концерты остались в прошлом. Еще какой-то год и «Кино» будет собирать стадионы. «Нет не выступал, - вспоминает Михаил, - хотя и была предварительная договорённость, да и логистически мы жили в то время недалеко друг от друга… что-то не срослось, думаю (а это был уже 1987-год), «Кино» резко пошло вверх и квартирники уже перестали быть чуть ли не единственным способом добычи средств к существованию…».

Борис Гребенщиков на квартирнике у Михаила Сапего. 1986 год.
Борис Гребенщиков на квартирнике у Михаила Сапего. 1986 год.

На знаменитом квартирнике БГ и Тит. 1986 г.
На знаменитом квартирнике БГ и Тит. 1986 г.

Майк Науменко на квартирнике у Михаила Сапего. 1987 г.
Майк Науменко на квартирнике у Михаила Сапего. 1987 г.

Но здесь речь вовсе не об этом. Вернёмся к теме нашей статьи. И Цой и Сапего, естественно, были знакомы друг с другом. Более того, они в широком смысле были соседями. И… Оба работали кочегарами. Не говоря уже о том, что и Цой и Сапего – поэты. Согласитесь, много общего. Так вот, как это не парадоксально Виктор и Михаил частенько сталкивались в метро, на станции «Проспект Ветеранов». Михаил вспоминает: «С Цоем я познакомился в ДК Связи… он заглянул как-то в гримёрку к БГ перед концертом… было тесновато, но потом большинство ушло в зал, а мы остались пить портвейн: Цой <…>, Башлачёв, ещё пара сестрёнок и я. Так за вином и выяснилось, что мы с Цоем оба кочегары, поэтому когда впервые случайно пересеклись в вагоне метро без расспросов догадались, что едем каждый со своей вахты… оба были утомлены только что не зевали и общение было соответствующее - малосодержательное». И вот теперь представьте... 1986-й год... Два приятеля, - один поэт, другой… тоже поэт. Встречаются в одном вагоне метро, выходят на одной станции и оба с одинаковой работы - из котельной. Поистине, поколение дворников и сторожей.

Виктор Цой в котельной "Камчатка".
Виктор Цой в котельной "Камчатка".

Михаил Сапего. Фото: 2000-е г.
Михаил Сапего. Фото: 2000-е г.
Михаил Сапего. Фото 1990-х годов.
Михаил Сапего. Фото 1990-х годов.

«Ещё, вспоминает Михаил, - неоднократно виделся с Цоем в полупустых поздневечерних вагонах метро «красной» ветки… каждый ехал из своей кочегарки, он с «Камчатки», я с Лиговки (там находился завод, где Михаила Сапего работал кочегаром – прим. авт.)… нам было по пути до конечной «Проспект Ветеранов»… но общение носило скорее житейский характер, далёкий от музыки… Уверен, что фрагмент из «Прогулки романтики» как раз о «Проспекте Ветеранов», я и сам не раз засыпал там и меня на конечной будил работник метрополитена («человек в красной шапке»)».

Вестибюль станции метро "Проспект Ветеранов". Фото из интернета.
Вестибюль станции метро "Проспект Ветеранов". Фото из интернета.

Наземный выход из метро "Проспект Ветеранов". 1980-е годы. Фото из интернета.
Наземный выход из метро "Проспект Ветеранов". 1980-е годы. Фото из интернета.
Тот же наземный вестибюль станции метро "Проспект Ветеранов" 2021 год. Фото автора.
Тот же наземный вестибюль станции метро "Проспект Ветеранов" 2021 год. Фото автора.

Виктор Цой с сыном Сашей на проспекте Ветеранов. Май 1986 г. Фото: Н. Васильева-Халл.
Виктор Цой с сыном Сашей на проспекте Ветеранов. Май 1986 г. Фото: Н. Васильева-Халл.

Памятник Виктору Цою на проспекте Ветеранов. Совсем недалеко от метро. Фото автора.
Памятник Виктору Цою на проспекте Ветеранов. Совсем недалеко от метро. Фото автора.

Так что фраза "меня разбудил человек в красной шапке" из песни "Прогулка-романтика" - не поэтический образ, а реальный факт.