Найти тему
Fishki.Net

Почему Кубрик боялся контакта с инопланетянами и другие истории о великом режиссёре

Как Стэнли Кубрик заставил снимать вьетнамские джунгли в Англии, зачем хотел запихнуть чертей в "Космическую одиссею", почему не ответил на письмо Куросавы, а ещё о его безумным перфекционизме и неснятых фильмах.

Кубрик хотел застраховать фильм на случай контакта землян с внеземной цивилизацией

В первых вариантах сценария "Космической одиссеи 2001 года" присутствовали инопланетяне, но Стэнли Кубрик никак не мог определиться с их внешним видом. Работа над фильмом происходила в разгар космической гонки СССР и США, и режиссёр всерьёз опасался, что скоро произойдёт контакт с инопланетной цивилизацией, и тогда его киношные инопланетяне будут никому не нужны, и фильм провалится. Кубрик решил застраховаться на случай прилёта пришельцев и не совпадения их внешности с внешностью инопланетян в картине. Страховая фирма, специализировавшаяся на необычных случаях, высоко оценила шанс контакта землян с инопланетной цивилизацией в ближайшем будущем и запросила такую сумму, которая Кубрику была не по карману. Режиссёру ничего не оставалось, как убрать пришельцев из сценария.

-2

Фильм Кубрика поставлен по роману Артура Кларка. Кубрик также хотел экранизировать другой роман писателя "Конец детства". В этом романе инопланетяне похожи на чертей и демонов. Кубрик под впечатлением от книги планировал сделать инопланетян в "Космической одиссеи" такими же дьявольскими.

Ещё один из вариантов космических пришельцев для "Одиссеи 2001".
Ещё один из вариантов космических пришельцев для "Одиссеи 2001".

Кубрик боялся летать, поэтому его непременным условием были съёмки на территории Англии

-4

Режиссёр не всегда боялся летать. Напротив, он увлекался авиацией и в 19 лет даже получил лицензию пилота. Но в начале 1950-х его друг и коллега фотограф погиб в авиакатастрофе. На Кубрика колоссальное впечатление произвёл вид оплавившихся обломков фотокамеры и личных вещей погибшего. С тех пор он не летал, а в интервью объяснял, что просто боится умереть.

-5

Из-за страха Кубрика все самые известные его фильмы были сняты в Англии, кроме нескольких общих планов в "Сиянии" (отсняты в Орегоне) и нескольких сцен в Нью-Йорке для "С широко закрытыми глазами". Даже вьетнамские джунгли для "Цельнометаллической оболочки" и африканская пустыня, где обезьяны поклонялись обелиску в "Космической одиссеи", были сняты в Англии.

Перфекционизм Кубрика не знал границ

-6

Дотошность и перфекционизм Кубрика при съёмках стали легендой мира кино. Например, Кубрик бесконечно выбирал дверь для съёмок легендарной сцены для "Сияния". Он просмотрел кучу каталогов дверей, ходил по магазинам с фотоаппаратом, высматривая двери. Интересные варианты он вносил в специальную тетрадку и к моменту выбора той единственной, которой предстояло пасть под топором Джека Николсона, Кубрик мог сам издать серию каталогов дверей. Вообще, у режиссёра был такой массивный архив, что он сам разработал и запатентовал идеальные коробки для хранения всех своих документов.

-7

Вернёмся к "Сиянию". 60 дублей Джек Николсон рубил дверь, чтобы угодить Стэнли Кубрику. Дело в том, что Николсон работал в юности пожарным и слишком быстро прорубал отверстие. Любопытно, что сцена сотни раз была спародирована в фильмах и сериалах, а сам Кубрик позаимствовал её из фильма "Экипаж-призрак" (1921).

-8

Ещё несколько примеров дотошности режиссёра:

- Для съёмок сцены, где Джек Торренс набирает на машинке одну и ту же фразу (All work and no play makes Jack a dull boy), Кубрик потребовал записать звук набора на машинке именно этой фразы именно такое количество раз, которое требуется для сцены;

- Космонавт Алексей Леонов называл "Космическую одиссею" самым правдоподобным фильмом о космосе. Любопытно, что Кубрик использовал запись дыхания Леонова, сделанную в момент исторического первого выхода человека в открытый космос, для озвучки главного героя картины;

- Для съёмок своего фильма мечты о Наполеоне Кубрик проделал колоссальную работу, изучив сотни книг о французском императоре. Режиссёр разобрал жизнь Наполеона по дням и обклеил свой кабинет карточками, на каждой из которых был описан один день из жизни императора;

- Два года в общей сложности Кубрик собирал материал по Наполеону. За это время у него накопилось более 10 тыс. набросков и рисунков, связанных с личностью Наполеона, и более 10 тыс. фотографий возможных локаций съёмок.

-9

И ещё пару слов о "Наполеоне", одном из величайших неснятых фильмов в истории кино. Кубрик категорически не хотел использовать какие-либо спецэффекты в картине и собирался снимать бои с массовкой в 40 тыс. пехотинцев и 10 тыс. кавалеристов. Для массовки он разработал специальные бумажные костюмы, которые помогли бы существенно сэкономить, но при этом в кадре выглядели бы правдоподобно. Титаническую работу для фильма Кубрик проделал ещё до того, как студия выделила бюджет. В итоге студия отказалась финансировать проект, и "Наполеон" так и не был снят.

Такая же судьба постигла "Арийские бумаги". Только съёмки, которым предшествовали годы подготовки, не начались, потому что вышел "Список Шиндлера" Спилберга на схожую тему.

-10

"С широко закрытыми глазами", последний фильм мастера, снимали 400 дней! Кубрик делал не меньше десяти дублей каждой, даже самой проходной сцены. Однажды он заставил Круза и Кидман повторять сцену 95 раз. Картина попала в "Книгу рекордов Гиннесса" как голливудский фильм, который снимали дольше всего.

Перфекционизм режиссёра сыграл с ним злую шутку

-11

Однажды у Кубрика спросили, какие пять фильмов он взял бы с собой на необитаемый остров. Кубрик назвал "Битву за Алжир" (1966) итальянца Джилло Понтекорво, "Дантона" (1983) Анджея Вайды и три фильма Куросавы - "Расёмон", "Семь самураев" и "Трон в крови". Кубрик обожал Куросаву и был безумно рад, когда живой классик прислал ему в конце 1990-х письмо с добрыми пожеланиями. Кубрик основательно засел за ответ, шли дни, недели, месяцы, а идеальное письмо так и не было составлено. Наконец Кубрик сочинил ответ, но каково же было его удивление и расстройство, когда он узнал, что адресат уже умер.

Кстати, Кубрик также очень ценил фильмы Эйзенштейна, Тарковского, а самым его любимым русским режиссёром был Всеволод Пудовкин.

Какие фильмы Стэнли Кубрика вам нравятся?