Найти в Дзене

Путешествие в допожарную Москву (1801 vs. 2021)

Оглавление

Это не реконструкция, а достоверный пейзаж, написанный с натуры! В 1800 году Павел I откомандировал академика живописи Федора Алексеева «для снятия видов» Москвы. Федор Яковлевич был первым русским мастером ведуты (городских пейзажей).

В течение полутора лет Алексеев зарисовывал Первопрестольную вместе с учениками Кунавиным и Мошковым. Осталось несколько десятков акварелей.

…десять лет спустя Москва сгорела и восстала из пепла совсем другим городом. Пушкин писал, что в этом месте улицы – моложе красавиц. Потому зарисовки Алексеева с учениками сразу сделались бесценным документом прошлого. Фотографии-то не было…

Теперь внимательно посмотрим на один из алексеевских рисунков!

Алексеев и ученики, 1800-е. Бумага, тушь, акварель, перо, кисть, карандаш, железо-галловые чернила. 32х52,5 см. Public Domain
Алексеев и ученики, 1800-е. Бумага, тушь, акварель, перо, кисть, карандаш, железо-галловые чернила. 32х52,5 см. Public Domain

Хотите уйти в прошлое, на 220 лет назад?

Поехали!

Это Ильинские ворота Китай-города, вид с северо-запада на юго-восток. В левой части рисунка мы видим самое начало Маросейки и внушительного вида особняк.

В том месте, где стоит художник, через 70 лет станут строить белую громаду Политехнического музея, так что в наши дни никто не может взглянуть на Ильинские ворота с этой точки.

Политехнический музей, южный фасад. Фотография моя
Политехнический музей, южный фасад. Фотография моя

Большие закуски

Монастырское подворье. Фрагмент картины
Монастырское подворье. Фрагмент картины

Слева, на переднем плане – двухэтажное здание с часовней и крестом. Это подворье подгородного Николо-Угрешского монастыря с кельями, сюда иногда приезжает настоятель и его крошечная братия. В этом же здании работает харчевня, в которой можно хорошо поесть. Держит ее с недавних пор крестьянин Максим Большая Закуска – местная знаменитость. Максим славится тем, что приходящим выпить подает особо щедрую закуску. Дела трактирщика идут на лад, под осень жизни он разбогатеет и закажет для соседней церкви, в благодарность Богу, колокол весом 130 пудов.

Нет, я не выдумал Максима и его закуску! О трактирщике писал архимандрит Угрешского монастыря.

Кишечник змеи

Лубянский проезд. Проект картины
Лубянский проезд. Проект картины

Ближе к зрителю – Лубянский проезд, извилистый, словно кишечник змеи. Проезд ползет вдоль старых бастионов под стенами Китай-города. Эти передовые земляные укрепления (болверки) выстроил Петр I век назад, когда была опасность, что на Москву пойдет швед. После Полтавы опасности не было, и болверки пришли в упадок, однако их ликвидируют лишь после 1812 года. А пока проезду далеко до парадной улицы. Он даже имени еще не получил! Если я верно понимаю, эта часть проезда сейчас называется Гребенским переулком.

Почему спирт отсутствовал

На стратегической позиции – перед обрывом и рвом! – стоит фонарный столб. Их целых пять попало в кадр. Уличному освещению в Москве уже 70 лет (со времен Анны Иоанновны). Когда на небе нет полной луны, фонари зажигают, в полнолуние – берегут конопляное масло. Огоньки горят до трех ночи, но, случается, гаснут и раньше: недолив топлива бывает из-за «человеческого фактора». В прежние дни были попытки использовать спирт – фонарщики всего за полчаса теряли всякую трудоспособность…

Столбы, как и будка городового на мосту, покрашены в черно-белое – нововведение Павла I.

Графиня платит алименты

Дом графини Разумовской. Фрагмент картины
Дом графини Разумовской. Фрагмент картины

День, улица, фонарь, харчевня… что мы все о прозе жизни? Смотрите, какой особняк вырос лет 20 назад на той стороне Маросейки! Здесь в 38 комнатах (флигели для прислуги не в счет) живет-поживает графиня Варвара Петровна Разумовская. Милая, добрая, простодушная женщина не обладает тем характером, который бы позволил управлять толпой дворовых и 16 000 крестьян. Графиню обворовывают ее собственные слуги...

Варвара Петровна до замужества. Портрет работы Аргунова. Public Domain, Wikimedia
Варвара Петровна до замужества. Портрет работы Аргунова. Public Domain, Wikimedia
«Варвара Петровна нашла себе опору в брате своем, графе Николае Петровиче Шереметеве, ему она совершенно вверила судьбу свою и без его совета или, вернее, приказания ничего не предпринимала»

«А где же муж?», спросите вы. Муж ее бросил, взял детей и заставил платить алименты (не шучу! 10 000 рублей в год «на воспитание»). Развестись почти нереально, так что супруги просто «разъехались». Графиня очень тоскует по сыну и дочери, но Алексей Разумовский немилосерден.

В честь кабака

Четырехэтажный особняк огорожен от улицы тумбами (уже появляются тротуары). Улица ведет к веселому кабаку «Маросейка» в старинных палатах, где более ста лет назад находилось Малороссийское подворье. Недавно имя кабака стало распространяться и на первый отрезок древней улицы Покровка. Правда, название еще не устоялось, потому одну и ту же улицу зовут то Маросейкой, то Покровкой.

Флигель и церковь Спаса Преображения на Глинищах. Фрагмент картины
Флигель и церковь Спаса Преображения на Глинищах. Фрагмент картины

Правее, вдаль, вдоль рва и вала, ведет «Проезжий переулок в сторону Солянки» (позднее – часть Лубянского проезда). Двухэтажный домик за мостом – один из флигелей для челяди в усадьбе Разумовской.

Глинищи Василия Темного

Далее – церковь Спаса Преображения на Глинищах, только что выстроенная (говорят, проект составил модный архитектор Баженов). Внутри еще идет отделка, скоро храм должны освятить. Прежнее здание, снесенное из-за ветхости, выстроили полтора века назад, а деревянный храм стоял тут еще при Василии Темном – в середине XV века. Тогда это была окраина Москвы, и на «глинище», то есть в карьере на крутом склоне холма здесь добывали глину для гончарных мастерских. Так и возникло имя церкви «на глинищах».

На кирпичах растут деревья

Ильинские ворота. Фрагмент картины
Ильинские ворота. Фрагмент картины

В центре картины – ров вокруг Китай-города. Недавно его вычистили и содержат в порядке. Меньше повезло самой крепости – посмотрите, какая растительность на Ильинских воротах! Китай-городские стены – вечная головная боль для московских властей. Их берегут и даже ремонтируют, но деньги, чтобы содержать в порядке такое большое сооружение, трудно достать. Кстати, это древнейшая постройка «из попавших в кадр» – крепость воздвигли 260 с лишним лет назад при матери Ивана Грозного Елене Глинской. Стены получились невысокие, но толстые и крепкие, приспособленные для «огненного боя».

Храмы

Никола Большой Крест. Фрагмент картины
Никола Большой Крест. Фрагмент картины

Правее, за Ильинскими воротами, мы видим купола с крестами. Это чудесный храм Никола Большой Крест со звездами на куполах – один из самых ярких памятников XVII века.

Слева от башни, вдалеке, мы видим еще один храм Китай-города – церковь Троицы в Никитниках. Храму с прекрасными древними фресками уже более полутора веков. Строил его «олигарх», купец Григорий Никитников (один из тех, кто стоял за спиной Минина и Пожарского).

Троица в Никитниках. Фрагмент картины
Троица в Никитниках. Фрагмент картины

Вроде бы все сказали о рисунке? Нет! Последнее замечание: это все-таки не фотография. На самом деле расстояние между Ильинскими воротами и домом Разумовской – чуть больше, чем показали Алексеев с учениками. Это сознательная вольность, которая позволила изобразить такие здания и вместе, и более крупным планом.

Что же сейчас на этом месте?

Дом Разумовской сохранился почти полностью и даже узнаваем. Изменился только мезонин.

Дом Разумовской в наши дни. Фотография моя
Дом Разумовской в наши дни. Фотография моя

В районе прежнего Угрешского подворья стоит серо-зеленый дом в стиле конструктивизма, построенный в 1929 году инженером Цветаевым (двоюродный брат поэтессы) для «Центрального яично-птичного союза сельскохозяйственной кооперации».

Дом 1929 года. Фотография моя
Дом 1929 года. Фотография моя

На месте дома для прислуги Разумовских – доходный дом 1840-х годов.

Доходный дом 1840-х годов. Фотография моя
Доходный дом 1840-х годов. Фотография моя

На месте «предположительно-баженовской» церкви Спаса Преображения на Глинищах – дом, где жил маршал Егоров и известный летчик Серов (1937 год). Жили они в одной квартире, но в разное время. Как только маршала арестовали, в его квартиру въехал летчик.

Дом, где жил летчик Серов. Фотография моя
Дом, где жил летчик Серов. Фотография моя

На месте моста через ров – знаменитая часовня-памятник героям Плевны.

Часовня-памятник. Фотография моя
Часовня-памятник. Фотография моя

На месте Китай-города с воротами – расширенная Старая и Новая площадь.

На месте Николы Большого Креста – ничего. Церковь сломали, просто чтоб сломать в годы борьбы с религией.

Однако Троица в Никитниках осталась, сохранились даже фрески середины XVII века.

Храм Св. Троицы в Никитниках. Фотография моя
Храм Св. Троицы в Никитниках. Фотография моя

Как я уже упоминал, в той точке, где стоял художник, теперь стоит Политехнический музей. Потому сделать снимок с того ракурса не получилось бы.

Политехнический музей, западный фасад. Фотография моя
Политехнический музей, западный фасад. Фотография моя

Вот современная фотография этих мест места с довольно близкого ракурса (Яндекс-панорамы):

Яндекс-панорама
Яндекс-панорама

Каталог всех моих статей, посвященных истории и краеведению.

Читайте также:

Нескучная прогулка по Неглинной: «Эрмитаж» и Сандуны
Дворцы, которые мы потеряли: 3 жемчужины XVIII века – тогда и теперь
Спаленная пожаром... Три истории про 1812 год
Большой Каменный мост: как он менялся с XVIII по XX столетие. Картины и редкие фотографии