Это не реконструкция, а достоверный пейзаж, написанный с натуры! В 1800 году Павел I откомандировал академика живописи Федора Алексеева «для снятия видов» Москвы. Федор Яковлевич был первым русским мастером ведуты (городских пейзажей).
В течение полутора лет Алексеев зарисовывал Первопрестольную вместе с учениками Кунавиным и Мошковым. Осталось несколько десятков акварелей.
…десять лет спустя Москва сгорела и восстала из пепла совсем другим городом. Пушкин писал, что в этом месте улицы – моложе красавиц. Потому зарисовки Алексеева с учениками сразу сделались бесценным документом прошлого. Фотографии-то не было…
Теперь внимательно посмотрим на один из алексеевских рисунков!
Хотите уйти в прошлое, на 220 лет назад?
Поехали!
Это Ильинские ворота Китай-города, вид с северо-запада на юго-восток. В левой части рисунка мы видим самое начало Маросейки и внушительного вида особняк.
В том месте, где стоит художник, через 70 лет станут строить белую громаду Политехнического музея, так что в наши дни никто не может взглянуть на Ильинские ворота с этой точки.
Большие закуски
Слева, на переднем плане – двухэтажное здание с часовней и крестом. Это подворье подгородного Николо-Угрешского монастыря с кельями, сюда иногда приезжает настоятель и его крошечная братия. В этом же здании работает харчевня, в которой можно хорошо поесть. Держит ее с недавних пор крестьянин Максим Большая Закуска – местная знаменитость. Максим славится тем, что приходящим выпить подает особо щедрую закуску. Дела трактирщика идут на лад, под осень жизни он разбогатеет и закажет для соседней церкви, в благодарность Богу, колокол весом 130 пудов.
Нет, я не выдумал Максима и его закуску! О трактирщике писал архимандрит Угрешского монастыря.
Кишечник змеи
Ближе к зрителю – Лубянский проезд, извилистый, словно кишечник змеи. Проезд ползет вдоль старых бастионов под стенами Китай-города. Эти передовые земляные укрепления (болверки) выстроил Петр I век назад, когда была опасность, что на Москву пойдет швед. После Полтавы опасности не было, и болверки пришли в упадок, однако их ликвидируют лишь после 1812 года. А пока проезду далеко до парадной улицы. Он даже имени еще не получил! Если я верно понимаю, эта часть проезда сейчас называется Гребенским переулком.
Почему спирт отсутствовал
На стратегической позиции – перед обрывом и рвом! – стоит фонарный столб. Их целых пять попало в кадр. Уличному освещению в Москве уже 70 лет (со времен Анны Иоанновны). Когда на небе нет полной луны, фонари зажигают, в полнолуние – берегут конопляное масло. Огоньки горят до трех ночи, но, случается, гаснут и раньше: недолив топлива бывает из-за «человеческого фактора». В прежние дни были попытки использовать спирт – фонарщики всего за полчаса теряли всякую трудоспособность…
Столбы, как и будка городового на мосту, покрашены в черно-белое – нововведение Павла I.
Графиня платит алименты
День, улица, фонарь, харчевня… что мы все о прозе жизни? Смотрите, какой особняк вырос лет 20 назад на той стороне Маросейки! Здесь в 38 комнатах (флигели для прислуги не в счет) живет-поживает графиня Варвара Петровна Разумовская. Милая, добрая, простодушная женщина не обладает тем характером, который бы позволил управлять толпой дворовых и 16 000 крестьян. Графиню обворовывают ее собственные слуги...
«Варвара Петровна нашла себе опору в брате своем, графе Николае Петровиче Шереметеве, ему она совершенно вверила судьбу свою и без его совета или, вернее, приказания ничего не предпринимала»
«А где же муж?», спросите вы. Муж ее бросил, взял детей и заставил платить алименты (не шучу! 10 000 рублей в год «на воспитание»). Развестись почти нереально, так что супруги просто «разъехались». Графиня очень тоскует по сыну и дочери, но Алексей Разумовский немилосерден.
В честь кабака
Четырехэтажный особняк огорожен от улицы тумбами (уже появляются тротуары). Улица ведет к веселому кабаку «Маросейка» в старинных палатах, где более ста лет назад находилось Малороссийское подворье. Недавно имя кабака стало распространяться и на первый отрезок древней улицы Покровка. Правда, название еще не устоялось, потому одну и ту же улицу зовут то Маросейкой, то Покровкой.
Правее, вдаль, вдоль рва и вала, ведет «Проезжий переулок в сторону Солянки» (позднее – часть Лубянского проезда). Двухэтажный домик за мостом – один из флигелей для челяди в усадьбе Разумовской.
Глинищи Василия Темного
Далее – церковь Спаса Преображения на Глинищах, только что выстроенная (говорят, проект составил модный архитектор Баженов). Внутри еще идет отделка, скоро храм должны освятить. Прежнее здание, снесенное из-за ветхости, выстроили полтора века назад, а деревянный храм стоял тут еще при Василии Темном – в середине XV века. Тогда это была окраина Москвы, и на «глинище», то есть в карьере на крутом склоне холма здесь добывали глину для гончарных мастерских. Так и возникло имя церкви «на глинищах».
На кирпичах растут деревья
В центре картины – ров вокруг Китай-города. Недавно его вычистили и содержат в порядке. Меньше повезло самой крепости – посмотрите, какая растительность на Ильинских воротах! Китай-городские стены – вечная головная боль для московских властей. Их берегут и даже ремонтируют, но деньги, чтобы содержать в порядке такое большое сооружение, трудно достать. Кстати, это древнейшая постройка «из попавших в кадр» – крепость воздвигли 260 с лишним лет назад при матери Ивана Грозного Елене Глинской. Стены получились невысокие, но толстые и крепкие, приспособленные для «огненного боя».
Храмы
Правее, за Ильинскими воротами, мы видим купола с крестами. Это чудесный храм Никола Большой Крест со звездами на куполах – один из самых ярких памятников XVII века.
Слева от башни, вдалеке, мы видим еще один храм Китай-города – церковь Троицы в Никитниках. Храму с прекрасными древними фресками уже более полутора веков. Строил его «олигарх», купец Григорий Никитников (один из тех, кто стоял за спиной Минина и Пожарского).
Вроде бы все сказали о рисунке? Нет! Последнее замечание: это все-таки не фотография. На самом деле расстояние между Ильинскими воротами и домом Разумовской – чуть больше, чем показали Алексеев с учениками. Это сознательная вольность, которая позволила изобразить такие здания и вместе, и более крупным планом.
Что же сейчас на этом месте?
Дом Разумовской сохранился почти полностью и даже узнаваем. Изменился только мезонин.
В районе прежнего Угрешского подворья стоит серо-зеленый дом в стиле конструктивизма, построенный в 1929 году инженером Цветаевым (двоюродный брат поэтессы) для «Центрального яично-птичного союза сельскохозяйственной кооперации».
На месте дома для прислуги Разумовских – доходный дом 1840-х годов.
На месте «предположительно-баженовской» церкви Спаса Преображения на Глинищах – дом, где жил маршал Егоров и известный летчик Серов (1937 год). Жили они в одной квартире, но в разное время. Как только маршала арестовали, в его квартиру въехал летчик.
На месте моста через ров – знаменитая часовня-памятник героям Плевны.
На месте Китай-города с воротами – расширенная Старая и Новая площадь.
На месте Николы Большого Креста – ничего. Церковь сломали, просто чтоб сломать в годы борьбы с религией.
Однако Троица в Никитниках осталась, сохранились даже фрески середины XVII века.
Как я уже упоминал, в той точке, где стоял художник, теперь стоит Политехнический музей. Потому сделать снимок с того ракурса не получилось бы.
Вот современная фотография этих мест места с довольно близкого ракурса (Яндекс-панорамы):
Каталог всех моих статей, посвященных истории и краеведению.
Читайте также:
Нескучная прогулка по Неглинной: «Эрмитаж» и Сандуны
Дворцы, которые мы потеряли: 3 жемчужины XVIII века – тогда и теперь
Спаленная пожаром... Три истории про 1812 год
Большой Каменный мост: как он менялся с XVIII по XX столетие. Картины и редкие фотографии