Эти слова произнес в суде Герой-летчик, сбросивший 1 мая 1945 года над Рейхстагом красное полотнище с надписью: «Да здравствует 1-е Мая».
Когда председательствующий по делу предоставил подсудимому последнее слово, в зале судебного заседания Киевского областного суда воцарилась звенящая тишина. Невысокий щуплый человек с горящими глазами, отгороженный от остальных металлической решеткой, тяжело вздохнул, медленно встал и начал произносить последнюю в своей жизни публичную речь:
- Я заслуживаю, чтобы меня расстреляли. Но прежде я хочу рассказать народу, почему я это сделал. Я ведь не родился убийцей. Но я стал им на войне. Чем больше я убивал, тем больше получал от государства наград. Жертвами были не только немецкие летчики. Мирное население тоже. Значит, я должен отвечать не только за это убийство? Я должен ответить за все убийства, совершенные за время моей боевой службы. Я не прошу суд ни о каком снисхождении. Я — летчик! Это моя стихия, и ни о какой мере наказания, связанной с лишением свободы, речи быть не может. Я поддерживаю требование прокурора о вынесении приговора со смертной казнью.
Так закончил свою последнюю исповедь Петр Варнавович Полоз, бывший воздушный ас знаменитого 69-го истребительного авиаполка, преобразованного в марте 42-го в 9-й гвардейский истребительный полк (полк асов).
Полоз закончил войну в Берлине. Он был одним из тех летчиков-асов, которые 1 мая 1945 года сбросили над столицей Германии два огромных красных полотнища. На одном из них было написано - «Да здравствует 1-е Мая».
В разное время в составе 9-го гвардейского авиаполка воевало 28 Героев Советского Союза, четверо из них стали дважды Героями. Неудивительно, что о боевом пути и летчиках этого полка написано немало книг. Удивительно другое – в советское время практически нигде нельзя было найти полный перечень Героев Советского Союза из этого полка. Например, в книге «На крыльях Родины»[1] приведен список этих летчиков, и каждому из них посвящен очерк. Всего их 27. А Героев, как уже сказано, было 28.
Полоз упоминается в этой книге лишь вскользь, по той причине, что застрелил двух человек и 7 декабря 1962 года был приговорен к высшей мере наказания. Причины этой трагедии до сих пор ясны не до конца.
Адвокат С.А. Островский, осуществлявший защиту Полоза в суде, заявил в одном интервью:
- Это было совершенно уникальное дело, которое я отчетливо помню до сих пор. Однажды ко мне зашла шикарно одетая, миловидная женщина, приехавшая из Москвы, представилась первой женой некоего Полоза и попросила выступить в роли защитника по делу об убийстве, которое совершил ее бывший муж. Все знаменитые киевские адвокаты ей отказали, и она надеялась только на меня. Я был очень удивлен. Когда я познакомился с делом, мне все стало понятно. Петр Полоз, человек в прошлом с безупречной репутацией, знаменитый летчик, Герой Советского Союза, застрелил начальника личной охраны первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева Фомичева и его жену. Убийство было совершенно нелепым…[2]
После этого процесса и появился пробел в героической истории 9-го гвардейского авиаполка. Попытаемся его восполнить и расскажем о том, за что П.В. Полоз был награжден Золотой Звездой и за что ее у него отобрали...
Петр Полоз родился 1 февраля 1915 года в селе Митрофановка, ныне Новогородковского района, Кировоградской области (Украина). В армии – с 1936 года. В грозовые июньские дни 1941 года командовал эскадрильей, считался одним из самых опытных летчиков, «обстрелянных» еще в ходе довоенных боевых действий. После окончания Ворошиловградской военной авиационной школы лётчиков Полоз проходил службу в Забайкалье. В 1939 году в составе 70-го истребительного авиаполка участвовал в боях с японцами на реке Халхин – Гол, был награждён орденом Ленина.
Перед войной судьба свела Петра Полоза под Одессой с прославившимся своими подвигами в небе республиканской Испании Львом Шестаковым, к которому Полоз прибыл на должность командира звена.
Он проявил себя уже в первые дни Великой Отечественной войны, когда в одесском небе развернулись ожесточенные воздушные бои с врагом. Четыре месяца, причем большую часть времени в условиях осады, летчики 69-го истребительного авиационного полка отчаянно дрались за Одессу. Это был единственный истребительный полк, защищавший город. Взлетать приходилось в непосредственной близости от линии фронта под постоянным обстрелом артиллерии противника. Летчики полка совершили более шести с половиной тысяч боевых вылетов, сбив за это время 94 самолета противника. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года 69-й истребительный авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени, а двенадцати летчикам, в том числе Полозу, за проявленный героизм были присвоены звания Героев Советского Союза.
Летом 1942 года Полоза, как одного из лучших летчиков, назначили лётчиком-инспектором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. В этой же должности он воевал в 7-й воздушной армии на Карельском фронте, а с марта 1943 года и до конца войны был лётчиком-инспектором Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. Войну Полоз завершил упомянутым первомайским полетом над Берлином. Именно с этого эпизода начал рассказ о Полозе Арсений Ворожейкин, решивший заглянуть к другу по возвращении из санатория: «Ехал к нему домой с опаской. Я знал, что его жена – женщина неуравновешенная, властная. У них возникали частые ссоры».
Далее шел пересказ грустной истории о том, как жена упрятала Полоза в психиатрическую больницу. А завершались воспоминания Ворожейкина словами: «Вскоре Петр Полоз умер»[3].
На самом деле Полоз не умер, а был расстрелян по приговору суда.
Общая картина произошедшей в Киеве трагедии ясна. Но есть разночтения, связанные с мотивом преступления, поскольку найти и ознакомиться с материалами уголовного дела пока никому не удалось.
Итак, согласно приговору Полоз в июле 1962 года застрелил начальника личной охраны Н.С. Хрущева Фомичева и его жену. Приехав в Киев, они остановились в своей квартире, расположенной в том же доме, где проживала семья Полоза. Последние пригласили чету Фомичевых в гости. В ходе застолья возникла конфликтная ситуация, завершившаяся роковыми выстрелами из охотничьего ружья. Поскольку одним из мотивов преступления, выдвинутых руководителем следственной группы Георгием Стояновым, была ревность, распространились слухи, что Полоз на этой почве застрелил свою жену и её любовника, застав их в постели. Полоз действительно был ревнивым человеком. Даже – болезненно ревнивым. Со своей первой женой он расстался еще до войны. Причиной стало то, что она, по мнению Полоза, слишком любезно беседовала с одним из летчиков. Последовала бурная сцена, завершившаяся в итоге разводом.
С новой женой Полоз познакомился на приеме в советском посольстве в Югославии. По версии сослуживцев Полоза, эта роковая женщина (она была замужем за одним из сотрудников посольства) сумела заманить Героя в свои сети, преследуя цель извлечь из бурно вспыхнувшего романа прежде всего материальные блага.
В то же время здоровье Полоза, подорванное многочисленными ранениями, резко ухудшалось. А вместе с ним - и семейная жизнь. По словам адвоката, Евдокия Полоз постоянно провоцировала Петра Варнавовича на скандалы, доводила его своими выходками до нервных срывов, а потом вообще решила избавиться от обременяющего ее жизнь тяжелобольного мужа с тем, чтобы завладеть их шикарной квартирой, расположенной в Киеве на улице Артема.
Мотивы двойного убийства до конца в суде так и не были выяснены. Поэтому версия, что эта женщина могла спровоцировать психически нездорового человека на совершение преступления, имеет право на существование.
Киевские эксперты считали Полоза вменяемым. Московские предположили наличие у него признаков психического заболевания.
Адвокат Островский утверждал:
- Дело было проведено с точки зрения качества следствия прекрасно, за исключением коллизии между заключениями московских и киевских экспертов о признании параноидальной шизофрении у Полоза, в связи с чем он был уволен из армии в отставку и снят с воинского учета.
На этом адвокат и пытался выстроить защиту Полоза. Но смягчить его участь не смог…
(1] Зильманович Д.Я. На крыльях Родины: Документальные очерки. Алма-Ата. Жалын. 1985.
[2] Газета «Телеграфъ». №1 (94) 2002 г.
[3] Ворожейкин А.В. Небо истребителя: Повесть о военных летчиках. М. Воениздат. 1991, с. 141-143.